Еще в августе двое учеников ульяновской гимназии №1 Богдан Солонец и Савва Хапман отправились на Северный полюс. Счастливый билет одиннадцатиклассники получили благодаря участию во Всероссийском конкурсе «Ледокол знаний»: ребята вошли в число 68 финалистов со всей страны! О необычной поездке и приключениях участники проекта рассказали корреспонденту ultoday73.ru.
Вот уже четвертый год проект «Ледокол знаний», запущенный госкорпорацией «Росатом», дарит возможность лучшим из лучших среди молодежи отправиться в уникальную экспедицию в Арктику. Свое путешествие умники и умницы совершают на одном из самых больших атомных ледоколов мира «50 лет Победы» в сопровождении опытного экипажа.
В этом году за 10 дней ледокол с талантливыми школьниками пересек Северный Ледовитый океан, где ребята познакомились с суровыми ландшафтами Земли Франца-Иосифа и оказались в центре Северного полюса. За это время они узнали больше о мирных атомных технологиях, пообщались с экспертами из различных областей науки и техники, а также с представителями творческих профессий.
Попасть на борт проекта – дело непростое. Один из способов стать участником экспедиции – выйти в финал конкурса «Ледокол знаний». О нем одноклассники Богдан Солонец и Савва Хапман узнали на «Разговорах о важном» (еженедельных внеурочных занятиях, включенных в школьную программу с 2022 года), а также благодаря видеоролику известного блогера. Ребята решили проверить свои силы. Выступить в конкурсе можно было в трех тематических треках: «Наука и технологии», «Наука и окружающая среда» и «Наука и искусство».
— Я выбрал «Науку и технологию», потому что это самый масштабный трек. В нем предоставлялось больше мест, но и конкуренция была значительно выше. К тому же в этой теме я разбираюсь лучше, чем в остальных, — поделился Богдан.
Нужно было решить задания теста, ориентированные на школьную программу и общую эрудицию, а также снять небольшой видеоролик на тему: «Как ты видишь роль ученого в современном мире?».
— Свой видеоролик я решил сделать о научно-техническом комплексе «Сколково». Идея возникла, когда мы ездили всем классом в Москву. Текст я написал еще до прибытия, а на месте снимал научные достижения российских ученых, рассказывал о них, показывал на конкретных примерах и объяснял их роль в нашем обществе, — поделился участник проекта.
Как признался Богдан Солонец, он не был уверен, что станет финалистом «Ледокола знаний» и войдет в число счастливчиков, которым предстоит такое далекое и необычное путешествие.
— Когда были объявлены результаты, ни я, ни родители не верили, что мне предстоит побывать на Северном полюсе. Но через пару дней нам позвонили из Министерства просвещения и воспитания, а после из разных СМИ, в школу приехали репортеры. Тогда уже постепенно начало приходить осознание происходящего. На самом деле, до сих пор на все 100% не верится, что это случилось, — поделился гимназист.
К слову, дни у юных путешественников были по-настоящему насыщенные. По утрам их ожидала зарядка на палубе, в течение дня проходили интересные лекции, творческие мастер-классы, разнообразные состязания, в том числе по игре «Что? Где? Когда?» и многое другое. В свободное время участники знакомились, делились друг с другом опытом и, конечно же, прогуливались по ледоколу и изучали природу Арктики.
— С самого начала у меня была мечта увидеть белого медведя. Этого мне хотелось больше всего! Удалось посмотреть на него в самый последний день, когда это было возможно. Мы уже возвращались с Северного полюса и там, где-то в последних льдах, проходил мишка. Это было потрясающе! Лично мне также удалось увидеть моржа, белугу и разнообразных птиц, — поделился Солонец.
Второй участник Савва Хапман также решил попробовать себя в треке «Наука и технологии», решив, что именно эта тема ему ближе остальных.
— Некоторые вопросы попадались сложные, а отвечать приходилось быстро. Самым непростым для меня в этом конкурсе стало последнее задание, где требовалось снять видео на одну минуту о роли ученых в современном мире. Я нашел интересные факты, немного рассказал об Эйнштейне и нескольких не совсем популярных ученых, — поделился Савва.
Усердие и эрудированность также подарили гимназисту билет на Северный полюс, однако в свой успех юноша поверил не сразу. Только после того, как на почту пришло официальное письмо от организаторов конкурса.
— Перед тем, как поехать, ходил в Информационный центр по атомной энергии у нас в Ульяновске, занимался и готовился к поездке, самостоятельно изучал информацию, которая могла пригодиться. Волнения у меня не было, ведь на экспедицию я отправился с другом, и нам очень понравилось! – рассказал ученик гимназии №1.
Во время поездки школьникам удалось побывать в самом центре Северного полюса — макушке мира! Как поделился Савва Хапман, понять, что экипаж прибыл к месту назначения, удалось по приборам, о которых им рассказал заслуженный полярник России Виктор Боярский. Кстати, стоит отметить, что в этой поездке известный путешественник, неоднократно бывавший на обоих полюсах, прочитал самую массовую лекцию на точке Северного полюса с участием 123 человек.
— Нас позвали на палубу за тысячу метров до Северного полюса. Когда мы прибыли, три раза раздался гудок, оповещающий, что мы на вершине планеты. Мне также запомнилось, что мы увидели белого медведя, что дано даже не каждому участнику экспедиции. А еще наш капитан настолько близко подошел к французскому круизному лайнеру, что мы могли общаться с его пассажирами на расстоянии метра и скидывать друг другу фотографии, — поделился Савва Хапман. — Во время экспедиции я нашел много новых друзей по всей России. Сейчас мы продолжаем списываться. Планируем и в будущем не прекращать общаться и даже ездить друг к другу в гости в разные города.