Платные парковки нужны для повышения эффективности организации дорожного движения и разгрузки территорий от машин, а не для извлечения прибыли. Об этом говорится в новых разработанных Минтрансом методических рекомендациях. Как выяснила “Российская газета”, в регионах страны при размещении платных парковок и так уже фактически соблюдают рекомендации, но не всегда.

Минтранс предлагает проводить гибкую тарифную политику для платных парковок. Так, размер платы рекомендуется устанавливать в зависимости от расположения парковки, ее назначения, времени суток, продолжительности парковочной сессии.

Так, например, на внеуличных парковках рекомендуется устанавливать такую оплату, которая будет стимулировать владельцев транспортных средств оставлять свои машины на них, а не парковаться вдоль дорог. То есть они должны быть дешевле.

На уличных парковках предлагается рассчитывать тариф с учетом среднедушевого дохода в регионе или муниципальном образовании, закладывать в него стоимость проезда на общественном транспорте.

Рекомендуется использовать понижающие и повышающие коэффициенты. Так, парковки у станций метро или крупных пересадочных узлов должны быть дешевле, чтобы стимулировать автовладельцев пересаживаться на общественный транспорт.

Платные парковки нужно оптимизировать так, чтобы это было выгодно и гражданам, и государству, а для этого можно использовать искусственный интеллект (ИИ), считает заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов. “С помощью машинного обучения на основе большого пласта статистических данных, ИИ сможет прогнозировать загрузку парковок. А используя понижающие и повышающие коэффициенты, можно добиться оптимизации согласования интересов с властями”, – говорит он. Так можно будет управлять ценообразованием в режиме реального времени. К тому же динамичная система ценообразования на платных парковках будет прозрачной, что вызывает доверие, добавляет эксперт.

Пока о внедрении ИИ на платных парковках речи не идет, но дифференцированную оплату в регионах вводят, хотя и не везде.

В комитете по транспорту Санкт-Петербурга корреспонденту “РГ” заявили, что в городе и так созданы лояльные условия для пользования платным парковочным пространством: абонементы, поминутная оплата, бесплатный период для всех – ежедневно с восьми вечера до восьми утра. Так что вводить дифференцированную оплату пока не планируют. Стоимость одного часа стоянки автомобиля для нерезидентов и тех, у кого нет абонемента, составляет 100 рублей для автомобилей категории В, 39 рублей – для ТС категории А и М, 198 рублей – для машин категории С. С 1 сентября в городе появилась поминутная оплата со второго часа, ее стоимость составляет 1,67 рубля в минуту.

При этом ведется работа по профилактике нарушений пользования платной парковки и оптимизации движения дорожного транспорта. Кстати, на прошлой неделе депутаты городского парламента одобрили увеличение численности мировых судей еще на 212 должностей. В пояснительной записке к законопроекту, который уже принят в первом чтении, прямо указано, что такая необходимость возникла в связи с санкциями за нарушение правил пользования платными парковками.

В Екатеринбурге стоимость парковочного места сейчас одна из самых низких в стране – 30 рублей за час, – даже меньше цены билета в трамвае. В администрации Екатеринбурга “РГ” пояснили, что “часть улиц в центральной части традиционно имеет высокую степень притяжения автомобилистов”. Чтобы отрегулировать “степень притяжения”, власти города рассматривают возможность введения дифференцированных тарифов.

В Казани платные парковки внедрили в апреле 2015 года. С тех пор количество платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, в городе увеличилось более чем в пять раз. Тариф на пользование муниципальной парковкой дифференцированный и зависит от того, где она находится: в центральной части почасовая оплата выше. Стоимость парковки варьируется от 30 до 100 рублей в час.