В Ульяновске живут и служат искусству много по-настоящему талантливых людей. Гостем проекта «Я из Ульяновска» стал яркий, харизматичный музыкант Государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Павел Доронин. Он играет в коллективе на альте (это такая разновидность скрипки), и для него этот сезон стал юбилейным — двадцатым. Корреспонденту ultoday73.ru он рассказал, как встретился с солистом легендарной группы «Король и Шут» Михаилом Горшеневым, какие курьезы случались на концертах и почему юмор так важен в нашей жизни.

В музыку его привели родители, тоже по профессии скрипачи: Владимир Васильевич — концертмейстер оркестра «Губернаторский» и Наталья Григорьевна — преподаватель по классу скрипки в музыкальном училище УлГУ. Поначалу маленькому Паше не нравилось заниматься в музыкальной школе, родители даже подумывали забрать его. Но со временем у мальчика стало получаться все лучше, и он втянулся, по-настоящему полюбил музыку.

— Где-то в пятом классе начались первые звуки более-менее осмысленные, человеческие, назовем это так. В любом виде спорта, когда начинает получаться, ты углубляешься в это. Можно также сравнить с едой: если тебе нравится вкусная еда, ты ее ешь и кайфуешь, также и в музыке, — рассказывает Павел.

Уже в школьные годы у будущего музыканта начали проклевываться первые ростки таланта. Однако возникали и проблемы со сверстниками, порой дело доходило до драки. Но сам Павел травлей это не считает, относится с юмором к школьным перипетиям.

— Травля у меня ассоциируется с такой сталинско-хрущевской эпохой, когда люди стучали друг на друга, а это были просто неурядицы. Чем проще к этому относишься, тем проще жить. Так мне сказал один врач, который мне веко зашивал. Мы отмечали день рождения моего друга пианиста, ему 17 лет исполнялось. Я пошел куда-то, а у меня телефон тогда хороший, дорогой был. Ну и нарвался на драку, телефон, естественно, «отжали». И вот я уже в больнице: сижу, смеюсь, шучу. И врач мне говорит: «Шутишь, значит, долго жить будешь». Юмор помогает и в окопе, и в жизни. Адекватно, конечно. Я не говорю, что нужно ржать постоянно, я имею ввиду, что нужно уметь над собой посмеяться или просто с кем-то глазами встретиться и улыбнуться. Уже становится немного легче.

Фото: leninmemorial.ru

После 10 классов Павел поступил в Музыкальное училище им. Г.И. Шадриной, а уже после получил консерваторское образование в УлГУ на факультете культуры и искусства. Сам он признается, что другую специальность выбрать уже просто не мог. Хотя в детстве мечтал стать каскадером и даже учился падать так, чтобы не возникало синяков. Уже на 4 курсе музучилища его пригласили играть в симфоническом оркестре «Губернаторский». Однако свою концертную деятельность он начал раньше, еще в Молодежном симфоническом оркестре Поволжья.

— Первый мой концерт был в составе Молодежного оркестра под управлением Анатолия Абрамовича Левина. Мне было 19 лет, и мы объехали пять городов: Чебоксары, Казань, Тольятти, Самару и Ульяновск. Я еще тогда играл на скрипке, и это были мои первые концерты с Симфонией №9 Шостаковича, увертюрами Россини. Я видел эти произведения впервые, и мне казалась, что это очень сложно, — делится Павел.

Как признается музыкант, во время своих первых выходов на сцену он совсем не волновался. Были только переживания за результат, хотелось как можно лучше сыграть.

— Любая музыка — это профессиональный спорт. Ты должен быть холоден, как и спортсмен, так же тренироваться. Зритель не должен знать, что у тебе плохо, он заплатил деньги, чтобы слушать музыку, и если ты выходишь на сцену, ты должен стараться сыграть ее хорошо. Если честно, я уже даже не помню, как перебарывал свои переживания тогда, это просто как камень водой обтачивается со временем. Чем старше ты становишься, тем у тебя больше опыта. В данном случае это многое значит: ты смотришь на тех коллег, которые лучше тебя играют, и стараешься им соответствовать, — сказал собеседник.

Спокойствие и умение владеть собой в нужный момент — действительно важные качества для музыканта. Не все выступления проходят гладко, может произойти и форс-мажор, который нарушит гармонию концерта, но задача музыканта — взять ситуацию под контроль и продолжить выступление. Вот какой случай вспомнил Павел из своей практики:

— Наш оркестр выступал вместе с пианистом, он исполнял каденцию из Концерта №1 Чайковского. В какой-то момент дирижер решил облокотиться на рояль, стоящий сзади, и, естественно, инструмент поехал, а пианист вообще никак не ожидал, что он во время каденции будет двигаться. Это был опытный музыкант, профессор Московской консерватории и заслуженный артист, поэтому он не бросил играть, даже, по-моему, не ошибся. Рояль отъехал сантиметров на пять точно, но все равно, в рамках клавиш, это довольно много, ведь там, где он сидит, все было заранее рассчитано.

Выбор инструмента Павел сравнивает с выбором нового друга, это также сложно и ответственно, нужно присматриваться к мелким деталям, чтобы будущее сотрудничество было легким и приятным. Поэтому музыкант старается бережно относиться к своему альту, мягче зажимает аккорды, не так сильно бьет по струнам. На вопрос, умеет ли он играть на других инструментах, отрицательно качает головой.

— Играть — нет, потому что умение играть в моем случае — это зарабатывание денег. Подыгрывать могу на гитаре, немного на фортепиано, но мне не платят за это, а значит, и навыков у меня нет. Я рассматриваю это только с профессиональной точки зрения, — объяснил музыкант.

Кроме основной работы в оркестре, Павел играет в группе «Пароли Пунш» (трибьют к «Королю и Шуту»). На сцене он выступает как солист в образе Горшка. У них действительно есть некоторое внешнее сходство.

— Сидел как-то с друзьями в баре, подошел незнакомый парень и говорит: «Хочешь песни «Короля и Шута» петь?» Я думал, что он шутит, поэтому согласился, и мы обменялись телефонами. Через два месяца он мне звонит и зовет на репетицию. Вот так уже пять лет выступаем, — рассказывает музыкант.

По словам Павла, такие разные интересы никак не спорят между собой: рос он на классике, а панком стал уже в зрелом возрасте.

— «Король и Шут» — это же музыка освобождения. В этой музыке не обязательно хорошо уметь петь или играть, как и в любом панке. Конечно, я считаю себя панком, но не таким, образ которого сразу всплывает в голове, я больше арт-панк. Как например, есть настоящая китайская кухня, а есть адаптированная для европейцев, так вот я адаптированный. Я даже общался лично с Горшком в 2004 или 2006 году. Подошел к охраннику после концерта и попросил пропустить, чтобы ребят поблагодарить, — вспоминает Павел. — Для меня панк — это творить против правил, кайфовать как можно больше, но не сильно, чтобы успеть вернуться. Как говорил Сальвадор Дали: «Я не безумец! Я вхожу в комнату с безумием и оставляю дверь открытой, чтобы выйти». Вот то же самое панк для меня.

Но альтист не ограничивает себя только на классике и панке, ему нравится вся музыка, в которую автор вкладывает душу. Презирает лишь музыкантов-позеров, тех, кто использует определенные идеи и символику ради наживы. Хотя, как признался наш собеседник, музыку он слушает только ту, что нужна ему для работы, а для удовольствия старается посещать живые выступления.

— Мне нравится все, что мне нравится. Я не останавливаюсь на одном или двух направлениях. Я люблю и джаз, и блюз, и даже народную этническую музыку, — делится Павел. — Музыка — это искусство во времени. Есть время, а есть композиторская мысль, и ты выступаешь передатчиком. Искусство может сделать все для человека, и музыка в частности: с рождения и до похорон. У Игги Попа однажды спросили: «Что вас вдохновляет на творчество?» А он ответил: «Индустриализация. Работающий отбойный молоток». Все, что нас окружает, — это и есть музыка. Был еще такой французский композитор Мессиан. Он слушал пение птиц в садах, парках и потом заносил эти лейтмотивы в ноты. Поэтому могу с уверенностью сказать: музыка — это все.

Наших читателей Павел тоже призывает чаще ходить на концерты, чтобы расширять свой кругозор.

— Обязательно нужно ходить на концерты классической музыки, если не очень дорого. Если дорого, то подумайте, стоит оно того или нет, но, как правило, стоит. Цена билета берется не просто из желания оркестра задрать цену и побольше заработать, а это значит, что солисты хорошие, дорогие, тот же Денис Мацуев. Ну или играем какую-нибудь оперу в концертной постановке и приезжают солисты Большого театра, из Мариинского.

Кроме музыки, он увлекается бильярдом, играет в него уже 20 лет, а также занимается коллекционированием:

— Я филуменист, то есть коллекционирую спичечные коробки. За столько лет накопилось много необычных, например, спички 90-го года из Западной Германии, такой страны давно нет, а я спички есть. Еще есть из Праги маленький коробок с ноготок.

Три вопроса про Ульяновск:

— Что вам больше всего нравится в нашем городе?

— Лето.

— Какое место вы бы посоветовали обязательно посетить туристам?

— Жаль, конечно, что бар «Олимп» на последнем этаже «Венца» закрыт, можно было полюбоваться на город с высоты птичьего полета. А так, советую погулять по центру, особенно по набережной. В музеи обязательно сходите, у нас очень много интересных.

— Что бы вы изменили в нашем городе?

— Увеличил бы среднюю зарплату людей, и, может, тогда люди стали бы чуть чаще улыбаться.

Главное фото: leninmemorial.ru

Фото предоставлены Павлом Дорониным