Читатели обратили внимание на искривление одного из фасадов Мемориального центра. Проблема была видна уже несколько лет назад. В результате ремонта она осталась, хотя и перестала так бросаться в глаза. Укрепляли ли как-то конструкцию здания на проблемном участке или обошлось косметическим исправлением ситуации, узнать не удалось: запросы Улпрессы остаются без ответа уже больше недели.
Речь о восточном, то есть выходящем на Волгу фасаде. Его внешняя сторона – это стенка балкона. За нею находится малый зал, в котором разместили перенесенный из филармонии орган, весящий семь тонн.
Кривизна балконной стенки в ее нижней части была видна невооруженным глазом уже несколько лет назад. Также при начале ремонта на этом участке по облицовочной мраморной плитке пошли трещины.
Сейчас снизу искривления почти не разглядеть. А вот в верхней части фасада заметно, что он проседает.
Официальной информации о том, насколько сильно сейчас это проседание и не критично ли оно для конструкции Мемориала, в особенности малого зала, получить пока не удалось. Мемориал, а также управление по охране объектов культурного наследия, которое должно контролировать состояние здания-памятника, не успели ответить на запросы за неделю с лишним.
О том, из-за чего смотрящая на Волгу сторона Мемцентра уходит вниз, рассказал бывший директор учреждения Эдуард Шабалин. Он напомнил, что внутри Мемориала находится металлическая конструкция: он скручен из швеллерных балок, на которые уже надеты кирпич, плиты и прочие элементы. Каркас держится на колоннах, в их основании – сваи, погруженные на два десятка метров в землю. Для сооружения свай во время строительства в Ульяновск привозили специализированную немецкую машину. Под них были пробурены отверстия, внутрь вставлены стальные трубы, которые накачали бетоном. Но уже в 1970-е годы две сваи оказались подмыты подземными водами.
“Но процесс это длительный, и крепость фасада, стянутого мостовыми болтами, позволяла визуальную целостность здания сохранять”, – отметил Шабалин.
На 2012-2013 года, когда в Мемориале готовили первую документацию на ремонт, они ушли вниз уже на 23-24 сантиметра.
По словам Шабалина, в принципе существуют технологии, которые позволили бы поднять на гигантских домкратах ушедшие вниз элементы конструкции, пробурить под ними шурфы и залить бетонную подушку. Но подобной техники на ремонте Мемцентра не было.