Речной туризм становится все более перспективным: по данным экспертов круизного центра «Инфофлот», в этом году общее количество россиян, выбравших внутренний круизный отдых, составит 700 тысяч человек (плюс 20% к 2020 году). В Ульяновской области зафиксировали рекордное количество заходов круизных судов, причем, не технических, когда пассажиры остаются на борту, а экскурсионных. В будущем году планируется увеличить количество рейсов до Казани на «Метеоре», обустроить красивую набережную в Сенгилее с маяком и зеленой стоянкой, а в перспективе — обустроить в регионе новые места для длительных стоянок судов. Рассказываем подробнее.

«Метеор» как самолет

Спрос на речной туризм поднялся после ковидного 2020 года — многие жители России открыли для себя водные путешествия внутри страны, и ими «заразились». Эксперты прогнозируют его увеличение на 10-15%, хотя в будущем году круизные туры, скорее всего, подорожают (в себестоимости круиза половина — цена на топливо).

По данным Ассоциации туроператоров, в предварительной продаже туров на 2024 год лидируют 1-2-недельные круизы. В числе топ-направлений есть проходящий через Ульяновск тур до Астрахани.

На большом совещании по развитию речного судоходства, которое прошло у президента РФ в июне, озвучили модель транспортной сети, которая соединила бы Рыбинск и Астрахань по Волге (она включает, в том числе и наш город). Для ее запуска потребуется как минимум 76 судов, включая 51 «Валдай» и 25 «Метеоров». Такой флот обеспечит перевозку более 1,5 миллиона человек ежегодно — по сути, это полноценные пасасажироперевозки, а не исключительно туристические туры.

Для запуска такой сети нужна поддержка в части операционных расходов по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелёты по линии Минтранса, а также нулевая ставка по НДС для перевозок скоростным речным транспортом – как это сделано для пригородных пассажирских перевозок и для автомобильного транспорта. Также потребуется поддержка регионов в части капитальных затрат через субсидирование лизинговых платежей.

Все это — пока планы, но довольно перспективные, в том числе, и для Ульяновской области. Хотя развивать речные перевозки у нас достаточно сложно из-за дороговизны и короткой навигации.

Поездом и пароходом

Руководитель регионального Агентства по туризму Денис Ильин говорит, что в этом году количество круизных теплоходов, которые зайдут в ульяновский речпорт, будет рекордным за последние 20 лет — 140.

— Раньше мы принимали максимум 110-115 теплоходов, из которых 30 были лишь на технической стоянке, без высадки пассажиров. В этом году все 140 обслуживались туроператорами. Причина — в популяризации нашего региона: мы активно презентовали его на разных площадках, как региональных, так и федеральных, нас начали больше узнавать туроператоры и круизные компании, появился запрос, — пояснил Ильин.

Ранее суда не заходили в Ульяновск, в том числе, из-за дороговизны стоянки. Сейчас речпорт снизил ее в два раза — до 15-16 тысяч рублей (среднее время). У нас, в отличии от других волжских городов, федералы ее не субсидирует, и сложно сказать, будет ли такая поддержка. Но Ульяновская область входит в макрорегион Большая Волга, прописанный в федеральной концепции развития круизного туризма, а потому однозначно будет присутствовать на рынке в этом сегменте.

В будущем году Ильин надеется на рост количества круизных судов. В этом году на них прибыли около 30 тысяч туристов, которые побывали в ульяновских музеях. Больших денег в нашем регионе они не оставляют (туроператоры стараются сделать так, чтобы деньги по максимуму оставались в пределах борта суда), но все же что-то приобретают — например, сувениры.

Также в следующую навигацию увеличится количество рейсов на «Метеоре» из Казани в Ульяновск. В этом году маршрут запустили с 25 августа, судно ходило три раза в неделю и перевезло в общей сложности более 500 человек.

 

— Перспективно мы обсуждаем вопрос организации длинных стоянок по пути в Казань и обратно — например, в Болгарах, Тетюшах. Схема может быть такой: пассажиры выходят, «Метеор» их не ждет, а через 2-3 часа их забирает другое судно, — пояснил руководитель Агентства.

Между тем, казанцы думают об открытии в будущем году бимодальных перевозок из Казани до Ульяновска. Пассажиры смогут добираться до столицы Татарстана на поезде, а обратно возвращаться на «Метеоре», и наоборот.

Также большой интерес у ульяновцев к внутренним речных перевозкам. За лето только «Московский-20» перевез более 30 тысяч пассажиров (в том числе, на зеленую стоянку в Красном яре). МТС запустила аудиогид, который можно активировать, когда плывешь по Волге вдоль Ульяновска. Также в нашем городе гостили яхтсмены из других регионов — в общей сложности их было около 500 человек.

Туризм на оси

Развитие речного туризма — это еще и инфраструктура. Первое, что вспоминается — неработающий речпорт. Собственники пока, судя по всему, развивать это здание (один из первых в Ульяновске образцов советского модернизма) как объект общепита, развлечений, торговли, или даже, возможно, гостиничного бизнеса, не хотят. В итоге на Яндексе встречаются такие отзывы от гостей:

– Экскурсии работают нестабильно, отменяются внезапно. Стоимость 700 р. Стояла очередь 40 человек и уже время старта прошло а касса закрыта, информацию не дают. Как будто не знают, заведется старый теплоход этот или нет, до последнего молчат, все нервничают, с детьми. Сам порт запущен, набережной в классическом понимании нет в принципе. Заросло все бурьяном и кустами.

– Как бы хотелось, чтобы речпорт был современным и красивым, многолюдным как раньше. Сейчас даже кафе нет, пустынно и тихо. Нет фотозон, одни заборы, на прогулочный рейс пускают впритык. Это не то что раньше, можно было гулять не только на причале, а и по теплоходам, которые стояли на стоянке друг за другом.

– Очень жаль, что в нашем городе речной вокзал в таком депрессивно-тюремном состоянии. Отправлялись в плавание на т/х «Владимир Маяковский» ночью. Мало того, что ползли по темноте до трапа, но и провожающих не пустили! Пожилые люди еле тащили свои вещи до самого дальнего причала. Все впечатления о круизе будут насмарку.

– Диалоги с сотрудниками:
Кассир: подождите, пожалуйста, пять минут (ей билеты подвозят к определённому времени или дерут, если раньше продавать начинает?)
Охранник: администратора у нас нет, здесь не гостиница. Где-то ходит генеральный директор.
Какой-то невнятный тип в белом, которого позвал охранник (тот самый ген.директор?): я вас сюда не звал, валите и больше не приезжайте.
Уровень клиентоориентированности просто зашкаливает.

Территория около речпорта, включая заброшенный парк «Приморский», находится в ведении муниципалитета, который пока видимо не готов вкладывать деньги в ее развитие.

Но есть подвижки в других местах. Например, в Сенгилее реализуют проект «Душа Волги» архбюро «Простор» (он вошел в число победителей всероссийского конкурса создания комфортной городской среды). Здесь сделают закольцованную набережную и маяк, речпорт готов профинансировать строительство отеля, если здесь построят причальную стенку. Стоимость проекта — 134 млн рублей, из которых 80 млн выделят федералы, а остальное — местный бюджет и частные инвесторы.

— Также есть планы по Димитровграду, Новоульяновску, Белому яру, Городищам… Наиболее перспективная история, на мой взгляд, — в малых Ундорах, куда может подъехать туристический автобус. Здесь можно сделать стоянку для теплоходов. Но в любом случае, развитие берега — это программы по благоустройству, — пояснил Ильин.

Проект по развитию двух туристических осей — автомобильной «Саранск — Ульяновск» и водной «Казань — Ульяновск» недавно представила на Совете по туризму и гостеприимству при губернаторе его советник Ольга Мельникова.

– На этом каркасе, помимо двух региональных центров, расположены малые населенные пункты и исторические поселения, имеющие природный и историко-культурный потенциал: Карсун, Сурское, Языково, Сенгилей, Старая Майна, Новоульяновск. По каждому из них мы проводим большую работу и, безусловно, продолжим её в 2024-2025-ом. Основной рабочий инструмент для нас сегодня — участие и победы во Всероссийском конкурсе Минстроя РФ, — пояснила Мельникова.