Накануне на берегу Волги ульяновцы встретили “амазонку” Асю, которая в одиночку преодолела сотни километров водной глади на сапборде. Автор телеграм-канала “Симбирский шугожор” Виталий Ахмеров взял у отважной девушки интервью. – Как родилась идея такого сплава? – Я занимаюсь сапсёрфингом, но в Крыму и всё время я хожу на сапах, но по морю. У меня было несколько больших переходов. Я ходила от Керчи сначала в Гурзуф, через несколько лет у меня был переход из Керчи в Алупку тоже осенью, потому что летом есть работа, а время появляется именно в осенний период. С морем связано всё, хожу постоянно, а вот на реках я никогда не была. У нас в Крыму реки маленькие, по ним сплавиться особо нельзя. У меня было немного однодневных выходов по рекам России, чуть-чуть, в разных местах, по озёрам. А полноценного сплава никогда не было, и я решила, что мне интересно сплавиться по реке, понять, как она себя ведёт, какие есть нюансы речного сапсерфинга. Что это такое – не было никакого представления. Чтобы сделать большой и классный сплав, я решила сделать разведку боем. И это моё путешествие – можно сказать, именно такая разведка боем. У меня было множество ложных представлений о реке. Например, я читала, что на Волге есть шторм и волны, и думала, как так, это же река, какой здесь может быть шторм? Здесь есть течения и всё намного проще, чем на море. А по факту я была максимально глубоко удивлена, что нет, не проще, а во многих местах и сложнее. И что мы, морские жители, где-то сильно недооцениваем нюансы рек. Словом, идея сплавиться по реке пришла из мысли о том, что я хочу изучить, что такое речной сплав. – Как готовились? – Основная подготовка – это оборудование. Очень многое в таких сплавах зависит от оборудования. Началось с выбора доски. У меня в Крыму есть доски разного типа, но мне хотелось более надёжную, экспедиционный вариант. Доску я заказала, чтобы мне её прислали сразу в Казань, и это было с одной стороны правильно, с другой стороны, это была моя ошибка, потому что доска была новая, имела определённые нюансы. Второй момент – это подборка личного оборудования. Спальник, палатка, горелки. Поскольку переход на сапе довольно длинный, а я девушка и сил у меня меньше, чем у любого мужчины, поэтому всё должно было быть лёгким. У меня очень лёгкий спальник. Он шился мне на заказ, он пуховый и максимально лёгкий, весит 600 гр. У меня лёгкая палатка, она весит 1,4 кг. Чтобы было тепло, есть специальный шёлковый вкладыш в спальник, чтобы сохранять тепло. Чтобы там было комфортно – jetboil-горелка и т.п. Продукты сублимированные покупала заранее, чтобы можно было залить кипятком. Это не весило много, а еда была разнообразной. Но всё равно всё это в сумме, конечно же, дало довольно много килограммов. И теперь я думаю, как в следующий раз это ещё больше облегчить и немножко видоизменить. Итак, основная подготовка – это оборудование. Второй момент – это маршрут, и вот с маршрутом было много нюансов. Поскольку большой реки сразу я немного опасалась, мне пришла слегка безумная идея (я потом поняла, что она безумная), что я хочу сначала сплавиться по небольшой речке. Пройти сначала по ней, чтобы она впала в большую реку, а дальше уже двигаться по большой реке. Пересмотрев разные варианты, я остановилась на реке Илети. Она течёт над Казанью. Плюс это совмещало путешествие в Казань, куда я давно хотела попасть. Приехала в Казань, а дальше начались нюансы, которые бывают всегда в подобных путешествиях, когда начинает что-нибудь не складываться. В моём случае не сложился СДЭК, который слишком долго вёз мне мою доску. Я её заказывала сразу в Казань и мне там пришлось потратить драгоценное время на нахождение в Казани. Драгоценное, потому что погода. Осень, а я потеряла 5 дней. Поэтому спешила, а спешка, конечно, не самое хорошее, что может быть в таких путешествиях. Начинать экспедицию я решила с верховьев реки Илеть. Думала: вот, пройду её полностью. Знакомая отвезла меня в верховье реки. Я там накачала сап, это была уже середина дня, что тоже было большой ошибкой: я не стартовала с утра, а уже во второй половине дня. Довольно быстро уплыла с места старта, а там совсем нет связи. Совсем дикие места, это марийский лес. И я там очень быстро встряла в непроходимость реки. Это было большое длинное приключение. Бесконечно перетаскивала доску, отбивалась от бобров, видела медведя. И это был какой-то страх и ужас. Первые два-три дня путешествия – это было выживание в верховьях Илети, выживание в тех лесах – это, конечно, был ужас. Потом мне встретились охотники, которые мне помогли перебраться немного ниже. И я, практически как и хотела, прошла Илеть и вышла на Волгу. А дальше мое путешествие уже пошло по Волге. Когда меня спрашивают, откуда начался мой маршрут, я чаще всего говорю, что от Чебоксар, потому что мало кто знает про эту реку Илеть, мало кто знает какого она размера. А она большая, она более 200 км. Поэтому я говорю, что шла от Чебоксар, чтобы просто было понятнее. На самом деле я прошла Илеть, спустилась на Волгу и дальше уже шла полностью по Волге. Но если суммировать расстояние, то будет как от Чебоксар. Маршрут, конечно, нужно готовить получше, внимательнее читать, что за звери вводятся в лесах, потому что моя наивность, конечно, добавила мне приключений – Сколько времени ушло на преодоление пути? – На преодоление пути ушло 13 дней это, если не считать времени ожидания в Казани. – Расскажите от том, как проходили остановки. – Было несколько «обитаемых» остановок. В смысле, в человеческом жилище. Первая – это когда меня спасли охотники. Вторая – это была Казань. Потом Куйбышевский Затон, после него Сланцевый Рудник, и после этого я уже пришла в Ульяновск вчера. Все остальные остановки – это были ночёвки в палатке, их было довольно много, потому что были дни, когда я прошла 50 км, 35 км, 40 км. Но были дни, когда я проходила буквально 20 км, потому что сильный ветер. Наверное, максимально большое для меня открытие – что на Волге волны, встречный ветер, и поскольку объёмы очень большие – это абсолютное море, всё абсолютно как на море. Где-то сложнее из-за более дробной волны, из-за того, что много чопа, по-другому себя ведёт доска на этом всём. Поэтому были остановки. – С какими ещё трудностями столкнулись? – Трудность первая – это звери. Когда я была в верховьях Илети, на меня нападали бобры. Это звучит смешно, наверное, но не в момент, когда они нападают. Они, наверное, защищали свои плотины, хатки, через которые я, с точки зрения бобров, наверное, кощунственно перебиралась, поскольку река была абсолютно перегорожена всем этим. Мне необходимо было перебрасывать оборудование, перетаскивать доску через эти завалы, чтобы добраться хоть куда-то, где можно было бы дальше выйти к людям. Потому я это всё это преодолевала. Бобры выбегали, смотрели на меня, прыгали в воду, подплывали, били хвостами. Это всё довольно сильно нервировало, потому что я не понимала, как поведут себя звери. И вообще с таким видом зверей никогда не сталкивалась. Ещё сейчас гон у лосей, и лоси тоже выбегали. А я была на воде в этот момент, тоже пугалась очень сильно. И ещё я видела медведя. Это отдельный вид страха, конечно же, животные в марийских лесах. Их много. Вот там в верховьях Илети – это фантастика была, но на тот момент она была ужасная. Это сложность номер один. Сложность номер два – мели. Илеть – мелкая река, и у меня доска часто цеплялась килями за песок, ил, нужно было вставать, доставать доску, находиться в воде в это время, а это довольно холодная река. Такие же мели я встретила и на Волге, и это было очень удивительно для меня, что они вообще есть на Волге, и можно идти практически посередине реки и попасть на мели. После прохождения Казани, там строится мост, и там много мелей, и я с этими мелями столкнулась. Из-за того, что сейчас сбросили воду, появились, конечно, пляжи, но подходы к этим пляжам не очень простые. Опять же, доска тонет, кили цепляются за ил. Тяжело. А когда по Илети шла, там еще кили постоянно на себя цепляли водоросли. Это было отдельное искусство, сбрасывать эти водоросли с килей. Сложность третья – волны, волны другие. Это, скорее, не то, что сложность. Это просто специфика местности, и у меня была цель ее изучить. Были дни, когда нужно было продираться сквозь встречный ветер и волну. Это была маленькая скорость. Нужно было прикладывать много сил, чтобы пробраться. Конечно, это было очень нелегко. Еще одна сложность – довольно тяжелое оборудование. Несмотря на то, что я пыталась его облегчить, были нюансы. Например, поскольку доска была новая, она пришла сразу с комфортной удобной сумкой, в которой доску эту можно перевозить/переносить. Сумка на колёсиках, выглядит как чемоданчик, очень классная, но довольно тяжёлая. Если бы я брала не новую доску, то выбрала бы другую сумку – менее комфортную для транспортировки, но более лёгкую. Эта сумка на колёсиках, аля чемоданчик, создавала очень много курьёзных случаев. Я вся такая гребу на доске в дикой местности, а сзади у меня что-то похожее на чемоданчик, и рыбаки на меня реагировали с максимальным количеством смущения. Смотрели и говорили друг другу: «мне же это не мерещится?». Действительно, видишь на реке девушку с чемоданом, это курьёзно. У меня было несколько ночных переходов. Делать так неправильно и не нужно, но я спешила пройти большее расстояние по хорошей погоде. И несколько раз в ночных переходах было просто страшно из-за того, что не видно берега, нужно до него догрести. Еще из неприятного – у меня поломались дуги на палатке и пришлось их ремонтировать. Палатка из-за этого стала не целостная. Периодически в таких путешествиях оборудование выходит из строя и нужно решать эти моменты. С этим были сложности. В остальном это благоприятное путешествие, но с большим количеством приключений. – Уже есть дальнейшее экстремальные планы? – Это путешествие я больше расцениваю, как подготовку к большому путешествию, потому что я изучала нюансы рек, чтобы в следующий раз иметь это в виду. А в следующий раз я хочу прямо большое путешествие уже на 1000 км минимум, но с районом и местностью ещё пока определяюсь. Но планы, конечно, наполеоновские. |
|