Казалось бы, медицина и краеведение, вещи не совместимые, но ульяновский врач Михаил Шевалдов смог объединить в своей жизни оба общественно полезных дела.

Всё началась весной этого года, когда на одном из сайтов заметил несколько интересных (с точки зрения истории) и качественных фотографий нашего города начала ХХ века.

В одном известном городском телеграм-канале выложил запись о том, что есть интересные и редкие фотографии, которые можем упустить навсегда, если не купим, и если у кого-то имеется возможность и желание, то прошу помочь с их выкупом, для последующей передачи в музей.

На удивление, откликнулось большое количество людей, каждый переводил, сколько посчитает нужным. К вечеру необходимая сумма была собрана. Об этом написал в том же канале, но новость распространялась дальше, и переводы продолжали приходить ещё несколько дней. Кто-то позже посмотрел запись, другой переслал знакомому, и так она разошлась по неравнодушным людям.

Как оказалось, сумма превысила необходимую в 2 раза, предложил вернуть излишки, но поступили предложение найти “что-нибудь ещё интересное”, с чем все и согласилось.

Поэтому, были выкуплены не только эти две редкие фотографии, но и ещё две других, также связанных с историей города и области.

Постепенно начала формироваться наша онлайн-краеведческая группа, куда вошли как обычные горожане – любители истории своей мало Родины, так и специалисты: музейные и архивные сотрудники. Совместно мы не только искали и выкупали экспонаты, но и определяли их ценность, а также кто/что изображено, написано, и когда это было сделано.

Так, к примеру, общими усилиями определили по фотографии, что на ней изображён знаменитый в своё время, и забытый сейчас борец и циркач Тимофей Липанин из труппы Поддубного, выступающий под псевдонимом “Медведь”. А сама фотография, вероятно, сделана во время плавучего гастрольного тура.


Борец, атлет и циркач Тимофей “Медведь” Липанин

Изначально планировалось выкупать только фотографии, т.к. они нагляднее отображают, что было в прошлом, их легче доставить по почте, и стоимость их мала по отношению к другим коллекционным объектам. Но со временем, начали попадаться документы, записки и письма, имеющие ценность для архива, дополняющие те или иные исторические документы или открывающие их с неизвестной стороны.

Так к нам попало донесение времён гражданской войны… о потере или краже имущества во время учебных сборов. Что примечательно, пропажа произошла в роте особого назначения! И пропал целый список предметов 257 предметов суммарно: от одежды и оружейных маслёнок, до патронов, палаток и техники! Все вместе мы целую неделю пытались разобрать заковыристый почерк и местами выцветшие чернила.


39 пар рукавиц, брезентовая сумка и 50 патронов – потери роты во время учений. (Цвет и яркость чернил восстановлены через фоторедактор)

Бывают двойные по удаче находки: когда на фото или с обратной стороны находится подпись раскрывающая детали изображённого. Так, обычные солдаты в Доме-музее Ленина, становятся отдыхающими с речного круиза командирами Московского Военного Округа, а юноша, выпускник гимназии – сыном чиновника, ветераном Первой Мировой войны, белым офицером.



Шипков Сергей Николаевич. Будущий офицер белой армии, а пока – выпускник Симбирской Гимназии.

Краеведением увлекаюсь около 5 лет, и уже собрал свою большую библиотеку, лично знаком с именитыми краеведами и авторами книг. Ну а коллекционирование – это хобби ещё со времён учёбы в школе.

Будущие экспонаты выбираю или редкие, или с историей – в этом главная ценность. С этим мне помогает увлечение краеведением и коллекционирование – как личное хобби. Потом предлагаю варианты на одобрение участникам/спонсорам, и совместно решаем, что выкупаем окончательно.

Как только получаю фотографии или документы – сразу же сканирую их, и выкладываю на обсуждение для атрибутирования, а также на общедоступный файлообменник. После подтверждения информации, все редкости передаются в музей или архив с описью и протоколом.

На самом деле, передать вещи в музей или архив – это не просто принести или подарить их.

В начале сотрудник отдела фонда (где хранятся все экспонаты или документа) проверяет есть ли такой предмет уже в коллекции, затем оценивается внешний вид. Не принимаются испорченные или грязные объекты (кроме случаев большой редкости или ценности экспоната). Объект описывается, указываются размеры, материалы, что написано или изображено (поэтому, стараясь помочь сотрудникам фондов, мы заранее ищем всю информацию, как писалось ранее). Готовится акт безвозмездного дарения (передачи), и только потом проходит внутренняя комиссия, где повторно определяется историческая ценность объектов и окончательное решение о принятии в фонд. А в случае музеев, далее идёт размещение в единой системе Госкаталог.

За всё это время, удалось пообщаться, и близко познакомиться со многими краеведами, музейными и архивными сотрудниками, да и просто любителями истории своего города. Практически каждая из находок была с неожиданным приятным для нас сюрпризом, будь то дарственная или скрытая подпись на фотографии, или же богатая биография/история человека или здания, изображённого на ней.

Все мы хотя бы раз в жизни были в музее или на выставке, но немногие задумываются, откуда же берутся экспонаты. Кажется, что музей был всегда, а вещи в нём это само собой разумеющееся.

Но это не так какие-то находят в археологических и этнографических экспедициях, другие дарят именитые меценаты и благотворители, но достаточно большую часть приносят обычные граждане.

“Достаточно часто в Музей-заповедник приходят жители Ульяновска, чтобы передать нам свои семейные реликвии. Бывает по-разному: кто-то избавляется от вещей, освобождая квартиру, а кто-то видит ценность предметов и считает важным отнести их в музей для сохранения и последующей демонстрации.
Приносят фотографии из семейных архивов, бытовые вещи, в том числе одежду и обувь прошлых веков, почтовые карточки, мелкую пластику, интерьерный текстиль. Ведётся строгий отбор предметов по тематике, сохранности и прочим критериям: важно, чтобы предмет не лежал грузом в хранилище, а радовал посетителей музея в экспозиции,”
– записано со слов научных сотрудников отдела учёта и хранения фондов Музея-заповедника “Родина В.И.Ленина”.

Старые фотографии, письма, монеты и значки, личные документы, а также: национальная одежда, предметы искусства, быта, ювелирные украшения и даже предметы мебели! Всё это пополняет фонды музеев. Как говорят специалисты, в экспозиции музея, в среднем, находятся 0,3-1 % от общего музейного фонда. Некоторые экспонаты ждут своего “выхода в свет” годами!

Так, к примеру, по плану постройки мемориальной зоны центра города, напротив Ленинского мемориала, где сейчас расположены флагштоки, планировалось построить новое большое здание краеведческого музея. К сожалению, данный проект по неизвестным причинам не был реализован. И до сих пор, Краеведческий музей делит здание с Художественным музеем, что означает меньшее количество представленных экспонатов в обоих музеях.


Проект застройки центра к 100-летию В.И. Ленина (стрелкой отмечено здание планируемого музея)

За всё время нашей деятельности, было собрано и потрачено на экспонаты более 25.000 рублей, выкуплено и передано в музеи и архивы 45 фотографий и документов, которые в будущем можно будет увидеть на выставке, изучить в читальном зале, или даже по ним написать ни одну научную работу.

“У этого благотворительного проекта благородная миссия – поиск документальных свидетельств прошлого. Каждый новый документ – пополнение копилки знаний об истории края: людях и событиях прошлого. Идея такого проекта без преувеличения, уникальна! Для нас – это новый способ комплектования архивов,” – Ждыханова Гузэллия Абдрашитовна, начальник отдела по делам архивов Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

Из последних приобретений я бы отметил 2 документа:


Разрешение 1855 года на проезд иностранному гражданину через Симбирск для гастролей, с личным автографом. (Антоний Контский – польский пианист, композитор, музыкальный педагог).


Двуязычная справка, выданная женщине-медику от АРА*
* Американская администрация помощи (АРА) (англ. American Relief Administration, ARA) — американская организация, действовавшая в 1919—1923 годах. Наиболее известна своим участием в оказании помощи Советской России в ликвидации голода 1921—1923 годов.


Пожар 1914 года при постройке моста. Вид на Заволжье. (фот. Д. Трифель)


Улица Гончарова 1959 г. (фот. Смагин В.Г.)

Любите, цените и изучайте историю своей малой Родины! Порой, для этого достаточно не уничтожать то, что хотя бы осталось от прошлого, а сохранить в семье или передать на хранение во благу других.