Одна из крупнейших рек нашей планеты – Волга – сильно обмелела в последнее время, сообщил корреспондент Иван Кузьмин.

Сейчас этим серьезно обеспокоены экологи, ведь падение уровня воды может привести к катастрофе, и ее нехватку уже ощутили жители. О том, как сейчас пытаются решить проблему, – в материале РЕН ТВ.

Широкие песчаные пляжи вряд ли занесут в Ульяновский путеводитель – новая береговая линия почти достигла фарватера.

“Еще в прошлом году на месте, где я стою сейчас, была вода, причем ее уровень был где-то мне по грудь, что видно по засохшим камышам. Сейчас же река отошла от старых берегов. Местами на 100–150 метров”, – заявил корреспондент.

А рыбаки в Казани теперь ищут, где глубже: даже забрасывая удочки очень далеко, боятся не достать дна.

“Как таковой рыбалки нет, конечно. Вода уходит, и рыба вместе с ней уходит”, – рассказал Геннадий, рыбак.

Из-за падения уровня воды в Свияжске даже обнаружили остатки древнего оборонительного укрепления. А в Энгельсе из обмелевшей Волги показался затонувший в прошлом веке речной ледокол. Но экологов такие находки настораживают.

“Рыба нигде, кроме как в воде, не проживает, и для нее отсутствие воды значимо. Весной мы можем получить после распадения льда заморы. Нерест весной будет достаточно неэффективным”, – рассказал Анатолий Богачев, руководитель саратовского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии.

В русле самой большой реки в Европе появились целые архипелаги илистых островов.

Как планируется решить проблему нехватки воды

Волжско-Камский каскад включает в себя 12 гидроэлектростанций. ГЭС дают энергию городам и производствам, защищают территории от наводнений, регулируют судоходство, создают условия для нереста рыбы. В этом году нижняя Волга сильно обмелела, и, чтобы восполнить потери, нехватку воды решили компенсировать за счет увеличенного сброса с верховьев.

“Человек искусственно зарегулировал эту реку, и уже обратной дороги нет. Просто регулировать так, как мы привыкли это делать, – нельзя. Наука должна нам посчитать три сценария развития: маловодность, многоводность и базовый средний. Должны определенные быть регламенты: где, когда воду сбрасывать”, – заявил Дмитрий Кобылкин, председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Обмеление Волги затрагивает 80 млн человек. В Росводресурсе говорят, что контролируют ситуацию.

“Водохранилища имеют определенную амплитуду, в рамках которой они набирают воду и спускают воду. Так вот, на сегодняшний день ни один из этих участков, ни одно из водохранилищ никаких критических отметок не преодолело. Более того, на всех выдерживаются отметки судоходного уровня”, – сообщил Дмитрий Савостицкий, начальник управления регулирования Водохозяйственной деятельности Росводресурсов.

Чтобы обеспечить водой Волжско-камский каскад, Татарстан предложил повысить уровень Нижнекамского водохранилища и построить новые низконапорные гидроузлы в низовьях реки.

“И мы, и Росводресурсы это предложение высказываем о строительстве низконапорных гидроузлов ниже Волгоградского водохранилища, то есть предлагаем создать дополнительное водохранилище для того, чтобы была возможность накопить воду, а не постоянно ее сливать для поддержания уровня в Нижней Волге”, – отметила Татьяна Васильева, начальник отдела гидрогеологии и регулирования водопользования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

По словам экспертов, вопрос требует комплексного подхода. Депутаты Государственной думы предложили правительству в срочном порядке создать специальную комиссию для решения проблемы обмеления Волги.