Финансирование отрасли ЖКХ обсудили на заседании 22 ноября депутаты комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Законодательного Собрания. Парламентарии рассмотрели в части расходов курируемой сферы проект областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
По информации министра жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Александра Черепана, общий объем ассигнований отрасли в следующем году составит почти 4,1 млрд рублей, из которых 1,7 млрд рублей – средства регионального бюджета и 2,38 млрд рублей – федерального. Реализация всех мероприятий будет вестись по двум госпрограммам.
На финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» предусмотрено 3,441 млрд рублей. Значительная часть (более 1,4 млрд рублей) предназначена для регионального проекта «Оздоровление Волги». Средства позволят продолжить реконструкцию очистных сооружений в левобережной части Ульяновска, а также строительство канализационных сооружении в Барыше. Завершение работ по проведению водовода от поселка Октябрьский до поселка Мирный и р.п. Чердаклы будет профинансировано из казны в размере 75,6 млн рублей. На организацию водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Ульяновской области предусмотрено на 2024 год почти 252 млн рублей.
Более 11 млн рублей будут направлены на закупку 699 контейнеров для раздельного накопления ТКО в 11 муниципальных образованиях.
Возмещение недополученных доходов областными государственными казенными предприятиями запланировано в размере 200 млн рублей. Из них «Ульяновский областной водоканал» в связи с установлением льготных тарифов для населения получит компенсацию из казны 120 млн рублей, а «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» – 80 млн рублей. Кроме того, Корпорация будет профинансирована еще на 115 млн рублей – в связи с затратами по оказанию услуг теплоснабжения и модернизацией теплоисточников и сетей.
На мероприятия по газоснабжению и газификации в населенных пунктах Ульяновской области на 2024 год предусмотрено более 104 млн рублей. Субсидии Фонду модернизации ЖКК (оператор капитального ремонта в многоквартирных домах) составят 80 млн рублей.
На вторую профильную программу министерства – «Формирование комфортной городской среды в Ульяновской области» – запланировано 615,5 млн рублей. Профинансируют мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и дворовые территории 87 объектов (71 дворовых и 16 общественных территорий). Субсидии на развитие ТОС составят всего 25 млн рублей (при потребности в 280 млн рублей). Реализация проекта создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды получит ассигнования в размере 217,8 млн рублей. Эти средства направят на благоустройство прибрежной территории в городе Сенгилей и обустройство р.п. Языково.
Александр Черепан проинформировал, что ряд мероприятий, реализуемых в рамках госпрограмм, на данном этапе рассмотрения проекта бюджета остаются недофинансированными. В частности, дефицит средств на исполнение всех ремонтных и строительных работ на объектах водоснабжения региона составляет 1,3 млрд рублей. В целом дефицит ассигнований областной казны на потребности коммунальной отрасли в 2024 году оценивается в размере 6,6 млрд рублей. Восполнение средств планируется за счет перераспределения дополнительных доходов областного бюджета в следующем году.
В ходе обсуждения депутаты указали на важность решения в первоочередном порядке наиболее актуальных и многолетних проблем отрасли.
Вице-спикер парламента Константин Долгов особо отметил вопрос качества водоснабжения в сельских районах. По его мнению, выходом из данной ситуации может стать включение региона в реализацию новых федеральных государственных программ, изначально закладывая требуемые средства софинансирования в областной казне.
Депутаты обратили внимание на необходимость контроля при отборе подрядчиков, привлекаемых Фондом модернизации ЖКК к капитальному ремонту домов. Как показывает практика, зачастую такие организации после проведения работ банкротятся, а гарантийные обязательства перекладываются на Фонд, который вынужден исправлять недочеты за счет бюджетных средств. Члены комитета предложили ввести требование по обязательным банковским и страховым гарантиям со стороны привлекаемых к капремонту подрядчиков.
Председатель комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Денис Седов отметил вводимые с 2024 года изменения бюджетного законодательства, которые затронут институт старших по домам. Председатели советов МКД помимо НДФЛ будут вынуждены оплачивать от своего вознаграждения еще и социальные взносы в размере 30,2%, что приведет к оттоку активных и неравнодушных граждан от управления домами. Были даны рекомендации в адрес двух министерств (финансов и ЖКХ) по проработке механизма поддержки старших по домам.
Депутат Сергей Панчин указал на важность максимально полного финансирования государственных предприятий региона – «Корпорации развития коммунального комплекса» и областного водоканала, поскольку от их операционной деятельности в первую очередь зависят вопросы жизнеобеспечения в муниципальных районах области.
Вице-спикер Рамиль Хакимов акцентировал внимание профильного министерства на исполнении обязательств по газификации сельских социальных учреждений.
– Несмотря на то, что бюджет коммунальной отрасли на 2024 год стартует с лучшими показателями, чем в предыдущем периоде, мы видим: закладываемых средств недостаточно, – подвел итоги заседания Денис Седов. – Приоритетом при получении дополнительного финансирования должны стать вопросы финансирования объектов водоснабжения и водоотведения, Корпорации развития ЖКК и Фонда модернизации. Наши рекомендации – предельно придерживаться норматива федеральной стратегии развития ЖКХ, где определены 5 процентов ежегодного ремонта от общей протяженности сетей. Необходимо также автоматизировать деятельность регионального оператора, чтобы не было вопросов с начислениями и платежными документами. Особого внимания требует возмещение межтарифной разницы государственным коммунальным предприятиям, в первую очередь по теплоснабжению.
По итогам заседания депутаты поддержали и рекомендовали к принятию во втором чтении законопроект об областном бюджете на 2024 год.