От автора.
За полвека моей работы в ведущих изданиях СССР – а это были «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Российская Федерация» – естественно было много разных командировок по стране от Сахалина до Соловков. Поводы были разные – и вроде никакого отношения к нашей сегодняшней жизни они не имеют.
Но так ли это?… Пожалуй, нет. Ведь сказано же было: «А в прошлом грядущее зреет».
Это соображение и побуждает меня к началу публикаций из цикла «Загогулины бытия».
****
Жан Миндубаев
Помидор «по вертикали».
(Из цикла «Это было, было…»)
В семидесятых годах прошлого века мыслители из высшего партруководства СССР решили до отвала накормить Москву дешевыми помидорами отечественного производства. С этой целью было приказано превратить приволжские регионы во «всесоюзный огород»…
Сильна была советская власть на всякие грандиозные прожекты в разные годы своего существования!… Особенно «На самых верьхах» – так выражался главный идеолог СССР и земляк ульяновцев секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов…
И вот по этому поводу звонит мне – собкору «Известий» по Поволжью – главный редактор Петр Федорович Алексеев:
– Чем вы там занимаетесь? Все бросайте – и двигайтесь на овощной фронт! Разгар лета, а в столице – дефицит помидоров! Представляете? Помидоров нет! Срочно выясняйте, что мешает местному руководству наладить производство данных овощей и доставку их в Москву! Езжайте в Чувашию – и докладывайте о ситуации лично мне!
Приказ начальника – закон для подчиненных…
Среднее Поволжье я знал хорошо. И мне было известно, что и Чувашию, и Татарстан, и Мордовию в народе издавна именуют «краем вечнозеленых помидоров». В этих широтах данные плоды могут вызревать в промышленных масштабах лишь в теплицах (а теплиц тогда в колхозах и совхозах Поволжья и в помине не было…)
Оставалась Астраханская область. Именно она и фигурировала в постановлениях ЦК КПСС и Совмина СССР в качестве главного поставщика высоковитаминного продукта для москвичей- да и всей страны. И я на свой страх и риск изменил маршрут командировки –и вместо Чувашии отправился за полторы тысячи километров в Астраханскую область…
От Ульяновска до Астрахани тогда уже тянулся асфальт по правому берегу Волги.. С бензином в те времена было очень трудно – для заправки служебных автомобилей выдавались специальные талоны…
По сему поводу на АЗС в Камышине произошел скандал – – там начальничек наотрез отказался заправлять… Я пытался побудить к заправке этого типа и лестью и угрозами. Пугал:
– Вот доберусь до Волгогорада, зайду в Обком партии… Но властитель бензоколонки лишь усмехался – и ясь – назвал точный адрес куда он посылает и корреспондента «Известий» – и весь волгоградский партактив во главе с ОК КПСС… Однако до Астрахани мы все же добрались…
И вот она, земля астраханская – полупустыня с бурыми барханами,с одуряющей жарой и жуткими саманными глинобитными поселками…
В местном облисполкоме моему визиту и проблеме помидоров весьма удивились:
– А мы все планы и разнарядки выполняем! И даже с превышениями!
Показывали сводки, расчеты, графики погрузок и отправок овощей…Все было в ажуре!
– По двенадцать самоходок грузим! – горячился зампред облисполкома. – Помидорный Конвейер работает бесперебойно! Не понимаю, почему в Москве дефицит?
Взволнованность астраханского чиновника понять было нетрудно. Это сегодня слово журналиста приравнено к мнению надоедливого частного лица намекающего на прикорм… В те времена по критическим публикациям в «Известиях», как правило, делались весьма серьезные «оргвыводы»…
Бумаги астраханских администраторов подтверждали правоту областной власти… Действительно- все шло по плану- помидоры сажали, выращивали, собирали и отправляли в Москву по графику…
Но почему же столица все-таки недополучает помидоры?
И я отправился туда, где с громадных плантаций возле Волги помидоры перекочевывали в трюмы большегрузных самоходных барж – везущих сей продукт в Москву…
Картина была такая. Бесконечная вереница людей с ящиками, транспортерные ленты, сотни грузчиков… Масштаб помидорного «конвейера» поражал – он круглосуточно и бесперебойно работал…
Я пошел к капитану одного из сухогрузов..
Грузите?
-Грузим, Ночью- в рейс.
– А погружаемые в трюмы помидоры недозрелые.. Почему?
Капитан взглянул на меня как на недоумка – и повел в трюи…одного из сухогрузов повел меня в трюм.
– Смотрите. Вникайте. ..Мы идем до Москвы неделю с гаком- а то и дольше… Помидоры успеют покраснеть – если, конечно, не раздавятся в пути…
– А с чего бы?!
– Мы грузим в трюм шестнадцать ящиков по вертикали.Но я ставлю восемнадцать!
-Почему?
– Да потому что два, а то и три нижних ящика в по вертикали в каждом ряду превращаются в кисель – пока мы везем продукт в столицу…
– Почему?
– А потому что когда мы входим через плотины в волжские водох-ранилища нас сильно начинают качать волны семи волжских «искусственных морей»! И тут- нижним ящикам с помидарами- хана. Конец!
Так я узнал, что из погруженных в Астрахани тысяч тонн помидоров до Москвы доходит лишь две трети оных…
– А треть?
– А треть погрузки – как я уже сказал- просто превращается за время в пути в овощной суп – повторил капитан.
– Но что же делать? – поинтересовался я у моего невеселого собеседникака.
Он пожал плечами:
– Единственный выход – возить из Астрахани помидоры по сухопутным трассам рефрижераторами! – был ответ. – И в разы быстрее, и сохранность стопроцентная…
Увы, и великолепных трасс,и большегрузных рефрижератороф в СССР тогда было весьма маловато…… И потому так красиво нарисованные ЦК КПСС планы поставки «вертикальных помидор»в Москву из Астрахани можно было выполнить лишь на бумаге…
А в реальности «вертикальный помидор всмятку» в Москве просто списывали…
Короче – великий план по «Ветрикальному помидору» как-то не сложился… Ну, не « Строительство коммунизма в отдельно взятой стране»- но все же, все же..
Я подробно и добросовестно описал все злоключения астраханского «синьора помидора».
И стал ждать появления статьи в «Известиях».
Но она, увы, так и не появилась.
Видимо Главред Алексеев отчего-то передумал…
Ж.М.