На последнем бюджетном комитете депутаты ЗСО обсудили выпуск народных облигаций в помощь местным инициативам; появление новых объектов, налоговая база у которых будет исчисляться исходя из их кадастровой стоимости; несправедливость в распределении субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности для муниципалитетов; низкие зарплаты специалистов, помогающих бизнесменам в глубинке; отмену почти миллиардного контракта на строительство складов в ПОЭЗ. Депутаты посоветовали держать на особом контроле все происходящее в Портовой зоне: бюджетные средства в нее вложены немалые, а отдача – минимальная. Глава минфина Наталья Брюханова поделилась, как ее сотрудников чуть не развели мошенники – для этого они использовали фото министра. Подробности – в нашем обзоре.

Министр имущественных отношений и архитектуры Михаил Додин озвучил новый законопроект, определяющий новые объекты, налог на которые будет исчисляться от их кадастровой стоимости. Первый пункт касался организаций, имеющих в собственности многоквартирные (таких в регионе две) и наемные дома (строящие объект и сдающие его в найм гражданам — таких примеров в Ульяновской области пока нет). Налоговая ставка для них составит 2% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Второй пункт — о личном фонде физлиц. Он бывает прижизненным (законодательно определен с 1 марта 2022 года) и посмертным (с 1 марта 2018 года). В прижизненный фонд можно передать личное недвижимое имущество (жилые помещения и строения, МКД, дачи и многое другое) на сумму от 100 млн и более. Налогообложение фондов, управляющих имуществом стоимостью более 300 миллионов, определяют федералы. А если оно стоит от 100 до 300 млн — ставку устанавливают в регионе. Предложение минимущества — ввести максимальную налоговую ставку: 0,3% от кадастровой стоимости объектов.

— Пока у нас таких фондов не создано. Это перспектива — есть люди, которые владеют таким имуществом, и хотят им эффективно управлять при жизни. Бывало так, что наследники не разбирались в управлении и быстро лишались имущества. Поэтому создаются посмертные фонды: собственники сами определяют условия, целевые показатели, сроки и так далее, — пояснил Додин.

Депутат Андрей Седов поинтересовался, почему минимущества предложил сразу ввести максимальную ставку: «Логично было бы принять среднее, 0,2%». Министр объяснил, что так как пока подобных фондов в Ульяновской области нет, посчитали по максимуму, а потом, в зависимости от того, как эта практика будет развиваться, и какие доходы она принесет казне, можно будет корректировать: «Может будет смысл и понизить, чтобы люди не регистрировали фонды в других регионах». В итоге депутаты законопроект одобрили.

Глава минфина Наталья Брюханова озвучила ключевые цифры госпрограммы по управлению финансами. Муницпиалитетам в будущем году выделят 4,186 млрд рублей, из которых 3,48 млрд — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (плюс 20% к 2023 году). На обслуживание госдолга заложено 3 млрд рублей (плюс 700 млн к цифрам нынешнего года — из-за увеличения ключевой ставки ЦБ и роста объема заимствований). 241 млн потратят на обеспечение работы структур минфина, из них из них 127 млн — на деятельность областного казначейства.

Глава комитета Мария Шпак подняла наболевший для многих муниципалитетов вопрос — выравнивания бюджетной обеспеченности. Сегодня в регионе применяется методика, по которой автоматически, с учетом расходом и доходов местных бюджетов, рассчитывает объём дотаций. Но на деле этих средств не хватает.

— Многочисленные консультации с главами муниципальных образований показали, что денег недостаточно. Возможно, программа берет за основу не полный перечень расходов. Есть еще и большие кредиторские задолженности, не обеспеченные лимитами. Может быть, стоит задуматься об изменении методики, — пояснила свою позицию Шпак.

Наталья Брюханова напомнила, что методика рассматривалась в 2021 году, у глав МО запрашивалось мнение. Единственным, кто оказался несогласен с ее применением, был город Ульяновск.

— Скорее всего, мы никогда не получим справедливого, по мнению всех, распределения дотаций. Мы стремились найти баланс. Если у депутатов есть предложения, готовы их обсудить, — ответила глава минфина.

Парламентарии решили, что этот вопрос нужно не единожды обсудить на разных площадках, с участием муниципалов, чтобы выработать в итоге верное решение.

Также депутатов заинтересовала программа поддержки местных инициатив, на которую в 2024 года выделят 100 млн рублей. Уже поступило 170 заявок; до 20 декабря определят 70 победителей.

Наталья Брюханова рассказала, что Минфин планирует потратить 10 млн рублей на выпуск народных облигаций. Ведомство планирует поймать сразу двух зайцев: повысить финансовую грамотность людей, рассказать о том, что из себя представляет этот финансовый инструмент, насколько он надежен и как работает. Плюс жители получат возможность самостоятельно поддержать местные инициативы. Эмиссию народных облигаций объявят в январе; так как это тестовый проект, их объем финансирования небольшой — порядка 10 млн рублей.

Депутаты уточнили, будут ли облигации доходными. Министр пояснила, что это «выгодная история»: доходный инструмент с рыночными ставками, которые определятся на момент выпуска. Продавать их будут через маркетплейс.

Брюханова отметила, что повышать финансовую грамотность сегодня очень важно, и привела пример из своей жизни. Сотрудникам минфина пришли смс с фейкового номера, который маскировался под аккаунт министра. В нем было ее фото, мобильный номер при этом скрыли.

— Мошенники сделали попытку получить личную информацию, касающуюся карт, кредитов. Слава богу, все сотрудники оказались бдительными, никто не пострадал, — пояснила глава министерства.

Также Ульяновская область выпустит в будущем году облигации на 3 млрд рублей. По словам Натальи Брюхановой, это источник покрытия дефицита областного бюджета. Ценные бумаги интересны не только организациям: при последнем размещении 40% облигаций выкупили физлица, со ставкой 14,5%:

— Спрос и доверие высокие. На протяжении пары лет рейтинг Ульяновской области стабильный. Облигационные займы по сроку более длинные, нежели коммерческие кредиты, и они не всегда увязаны с рыночной ставкой в моменте. Они позволяют сохранять интерес инвесторов к нашему региону.

Госпрограмму формирования благоприятного инвестклимата в Ульяновской области представил министр экономического развития и промышленности Николай Зонтов. Финансирование предусмотрено в размере 259 млн рублей (из них областные средства — 220 млн), с учетом федерального инвестиционного бюджетного кредита — 1,166 млрд. На Корпорацию развития Ульяновской области, которая является управляющей компанией для промзоны «Заволжье» и ПОЭЗ, предусмотрено 10 млн (средства пойдут на компенсацию аренды земельных участков, обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и прочее).

Промзона «Заволжье» приносит региону хорошие дивиденды — один вложенный рубль дает 33 рубля налоговых платежей:

— Наполняемость резидентами сегодня составляет 65% (их 18), бюджетные вложения в инфраструктуру за все время — 1,6 млрд, объем частных инвестиций — 56 млрд, создано 2700 рабочих мест. Резиденты перечислили за 9 месяцев 2023 года в региональный бюджет 5,7 млрд рублей, — отметил Николай Зонтов.

Региональный фонд частно-государственного партнерства будет ликвидирован в рамках оптимизации. Три сотрудника перейдут на работу в Корпорацию, на их зарплату заложен 1 млн рублей (ранее на зарплату работников фонда выделяли 6 млн).

На развитие инновационной деятельности — субсидии Агентству инновационной деятельности Ульяновской области — предусмотрено 20 млн рублей. Эта организация занимается управлением ядерным инновационным кластером, поддержкой, консультированием, проведением образовательных мероприятий, а также помогает инноваторам получить патенты на изобретения (за 9 месяцев их выдали 323).

3 млн рублей пустят на поддержку промпредприятий, которые организуют рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Министр уточнил, что это «базовая цифра, в целом планируем ее увеличить до параметров 2023 года — 12 млн рублей» (Димитровградское предприятие, которое лишили субсидий недавно пожаловалось на это генпрокурору).

5 млн потратят на компенсацию аренды жилых помещений сотрудникам предприятий ОПК, 6 млн — на перевозки сельских жителей до места работы. На 25 млн рублей (их них 20 млн — федеральные средства) докапитализируют региональный Фонд развития промышленности, предлагающий льготные кредиты.

53 млн рублей из бюджета пойдут на затраты, связанные с кредитными обязательствами Корпорации развития Ульяновской области. Это средства, взятые на участие в софинансировании нацпроекта «Малый и средний бизнес и поддержка предпринимательской иницативы). На них построят помещения площадью 7,5 тысяч кв.м. в промзоне «Заволжье» на 400 млн рублей (федералы выделяют 310 млн) и производственные корпуса площадью 4,5 тысячи кв.м. на промзоне в Инзе (стоимость 332 млн рублей, федеральное софинансирование — 314 млн).

А вот на строительство производственных помещений в ПОЭЗ площадью 12 тысяч кв.м. стоимостью 929 млн рублей контракт был отменен. Объект должен был стать частью «Парка технологий будущего» (в него должны войти 7,5 тысяч кв м. площадей в «Заволжье», а также две очереди корпусов, построенных в ПОЭЗ — на 6,5 тысяч кв.м. и и 12 тысяч кв.м.).

— Общий объем частных инвестиций новых резидентов в парк должен составить почти 2,6 млрд рублей. Арендные платежи до 2038 года ожидаются в сумме 4,1 млрд. Финансовая модель будет полностью покрываться за счет резидентов, — уточнил Зонтов.

Первый объект в ПОЭЗ в стадии высокой готовности, срок сдачи — 1 марта 2024 года. А по второму «Облстройзаказчик» расторгнуло контракт с московским ООО «ЦХД Инжиниринг», которое должно было спроектировать и построить производственно-складское здание. Расторжение произошло вследствие обнаружения подрядчика в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Контракт был прекращен за два дня до окончания сроков авансирования. Инцидент вызвал подозрения в причастности к выбору подрядчика Игорем Эделем, который находится под следствием по обвинениям в коррупционных действиях.

— Прежде, чем заходить в такое строительство, нужно четко понимать, для кого строим и иметь соглашение, либо договор о намерениях с теми кто собирается зайти на площадку. В ПОЭЗ уже вложено 4,5 млрд рублей, а получаем от нее 80-100 млн. Портовая зона должна работать не менее активно, чем промзона «Заволжье», с территории которой поступает 6 млрд рублей. Сюда должны заходить проекты капиталоемкие, с хорошим уровнем зарплаты, самые достойные, — заявила Мария Шпак.

Депутат Рамиль Хайруллин уточнил, можно ли как-то страховать такие дорогостоящие вложения, чтобы обезопасить средства. Министр экономического развития и промышленности Николай Зонтов пояснил, что страхование госконтрактов не предусматривает 44-ФЗ.

— Единственная страховка — то, что раньше авансовые средства для подрядчиков перегонялись на счета в коммерческих банках. А сегодня они хранятся в нашем казначействе. Чтобы подрядчик списал средства, даже доведенные как аванс, ему нужно предоставить договора. Это инструмент, который в данном случае помог — аванс (419 млн рублей) остался у государства.

Шпак посоветовала тщательно контролировать такие моменты и сделать так, чтобы в регион заходили добросовестные подрядчики. Иначе Ульяновская область рискует потерять инвесторов, которые были готовы зайти на новую площадку.

Также депутаты обсудили работу с начинающими и действующими предпринимателями в сельских районах. По словам Зонтова, муниципальные центры «Мой бизнес» созданы во всех МО региона, в них, как правило, работает 2-3 человека:

— Они помогают составлять заявки, бизнес-планы, консультируют по программам, льготным кредитам и так далее.

Парламентарии поинтересовались уровнем зарплат специалистов — они оказались невысокими, 20 тысяч рублей.Мария Шпак напомнила, что раньше таким сотрудникам платили из двух источников — муниципального бюджета и от Корпорации развития предпринимательства, и тогда они получали более 30 тысяч. Сейчас осталась только бюджетное финансирование.

— Предлагаем рассмотреть возможность вернуться к практике поддержки специалистов, развивающих бизнес в муниципалитетах, из двух источников. Это важный вопрос, который поможет привлечь сотрудников достойного уровня, —резюмировала глава комитета.