С 2020 года в Ульяновской области орудует опасная секта, лидеры которой выдают себя за православных священнослужителей, отрицая при этом Русскую Православную Церковь. Последователи культа продают квартиры, отдавая деньги лидерам секты, сжигают паспорта. В июле этого года «отец» Зосима, основатель псевдорелигиозного сообщества, провозгласил себя царем и объявил о создании «нового государства» на территории России — «Триединая Русь».
Секта расположилась в одном из сел Старомайнского района. Ее основатель «схимитрополит» Зосима (на самом деле он не является священнослужителем) называет себя «патриархом и царем Всея Руси, пророком Божьим Ильей», а также считает, что он потомок рода Романовых. В своем учении он призывает отречься от традиционной Православной Церкви. Его последователи должны обязательно принять «царскую присягу» и переехать жить в общину в деревне, продав свой дом или квартиру. Кроме этого, будущему «прихожанину» нужно избавиться от документов, а именно сжечь паспорт и ИНН, поскольку это «печать антихриста».
— Здесь чисто практическая ситуация: если бы он поехал в Западную Европу, то там бы он ассоциировал себя с протестантами. Это психологический прием — связывать себя с религией, которая здесь распространена. У наших людей уже давно закрепилось в сознании, что в церкви обязательно должны быть священник и иконы, должна быть полноценная служба. В этом плане они начинают подражать этому, но их попытки воссоздать церковные порядки выглядит смешно: они попросту не знают, как все устроено в церкви. Провозглашение самого себя «царем» и создателем «Триединой Руси» Зосима объясняет явлением «царя-искупителя Николая», который и повелел ему это сделать. По сути, это создание квазирелигии, которая собирает вокруг себя маргинальные течения, в первую очередь, царебожников. Они называют себя православными, хотя по сути ими не являются. Их отличительные черты — неприятие церкви, признание Николая Второго «искупителем» русского народа. Царебожничество тоже является сектой потому, что, по сути, человека, пусть и святого (царь Николай, царица Александра и их дети, расстрелянные большевиками, канонизированы Церковью в лике святых страстотерпцев), ставит на место Христа Спасителя, — объясняет руководитель миссионерского отдела Симбирской епархии иерей Владимир Маняков.
Свои проповеди псевдосвященнослужитель транслирует в основном в интернете. Идеи «отца» Зосимы продвигают около 50 групп в телеграмме, «ВКонтакте» и YouTube (РКН: иностранный владелец ресурса, нарушает законы РФ) с общим охватом 9 миллионов человек. Самое же крупное сообщество насчитывает порядка 17 тысяч подписчиков.
Летом этого года сектанты начали проявлять себя более активно. «Отец» Зосима провел «земский собор», который собрал около 700 человек. А на дверях некоторых храмов, в том числе и в Ульяновске, начали появляться листовки с «обличительной проповедью».
— У секты обязательно есть лидер, причем лидер безоговорочный. Можно назвать даже гуру, человек, который является неприкосновенным авторитетом. Без его воли ничего не совершается в секте, и соответственно он является проводником «откровений». У всех сект основная задача — обеспечить своего лидера финансовой безопасностью: все средства, которые собирают адепты секты, переправляются идейному предводителю. Такие организации зачастую строят свои отношения на противопоставлении себя традиционной религии, обязательно идет разговор о том, что «мы не такие, как они, традиционные религии все врут, там одни обманщики, а мы сохраняем истину», — рассказывает священник.
В России официально запрещена уличная миссия, для такой проповеди нужен определенный набор документов, разрешающих это делать. Если к вам на улице подходят люди и пытаются вас склонить принять ту или иную религию, лучше не вступайте с ними в разговор и обращайтесь в правоохранительные органы.
— Наиболее подверженными воздействию сект являются люди, которые находятся в психологическом диссонансе. Секты вообще обычно проявляются, когда в обществе есть какая-то психологическая или социальная проблема. Именно в этот момент появляются люди, которые пользуются слабиной. Например, когда распался Советский Союз, огромное количество людей потеряли жизненные ориентиры: вот была компартия и ее не стало, куда теперь податься, неясно. До этого людям говорили, что в церковь ходить нельзя, и поэтому люди начали искать другие течения. Именно в этот момент появляются сектанты, которые предлагают альтернативу. Они улыбаются, утешают, любят. Туда попадают зачастую не верующие, а именно люди, которые не знают ничего о своей религии. Чтобы избежать такого, нужно просто изучать и знать свою веру, и тогда вы будете сохранены от этого, — поясняет руководитель епархиального отдела.
Если вас склоняют переписать свое имущество или намеренно толкают на противоправные действия, обращайтесь в правоохранительные органы. Благодаря этому можно остановить преступную деятельность сект.
Справка
Зосима — в миру Леонид Власов – родился в Казахстане в 1982 году. В юности он попал в колонию для несовершеннолетних, потом еще трижды отбывал наказание в местах лишения свободы. В тюрьме принял решение принять монашеский постриг, однако выбрал не одну из общин Русской Православной Церкви, а раскольничью структуру — общину «истинно православных христиан» в Псковской области — последователей некоего Сергия, который был задержан сотрудниками ФСБ в 2020 году. Это катакомбная церковь, в общине учили ненависти к Московскому патриархату, государству и современным технологиям. По верованиям катакомбников, в церкви нет подлинных таинств, а в паспортах, полисах и других документах – признаки «печати антихриста». Для собственного спасения их необходимо сжечь, а самому податься в поселение — «спасаться».