Один из самых ярких комментаторов Улпрессы, Хамло трамвайное (ака Андрей Елисеев) дал оценку тому, что сегодня происходит с электротранспортом в Ульяновске. Поводом для разговора послужило высказывание мэра Александра Болдакина в день 70-летия со дня запуска в городе трамвайного движения. Глава города заявил, что соединить сеть трамваев и троллейбусов — «одна из целей городской власти». «Соединить можно, но не так, как это хотят чиновники», — считает наш эксперт.

«Бывший пассажир трамвая и троллейбуса»

Меня зовут Андрей. Я — алкоголик фанат электротранспорта. Но я вылечился и уже больше 3-х лет не пью не пользуюсь электротранспортом.

Почему? Просто смог перебороть себя, найти иные способы передвижения, и это не личный автомобиль.

Я запретил сам себе ждать трамвай или троллейбус неопределённое время. Время, которое можно потратить на семью или на себя любимого, вместо того, чтобы стоять и морозить задницу на остановке в ожидании нужного тебе маршрута.

Разговор об электротранспорте стоит начинать не с того что нужно сделать, а с того, почему это нельзя сделать. И тогда идеи отпадут сами собой.

Многие предлагали вместо трамвая по Радищева пустить троллейбус. Этого не будет. Если убрать оттуда трамвай, то там не будет ни трамвая, ни троллейбуса, ни, тем более, автобуса. Останутся одни так называемые маршрутки.

По нашим СНиПам, СП и ПДД для организации двухстороннего движения автобусов и троллейбусов нужно три полосы. Каждая из них — 4 метра. То есть ширина проезжей части должна быть 12 метров. А на остановках должны быть заездные карманы. Про остановочные павильоны не стоит забывать — они не должны находиться на тротуарах.

Люди думают: вот сейчас мы уберём отсюда трамваи, и сразу поедем. Нет. Они никуда не поедут.

«Померла, так померла»

За последние годы с электротранспортом не произошло ничего. Там застой.

Почему МУП «УЭТ» до сих пор живой и не собирается помирать? Многие винят городские власти, что предприятие находится в плачевном состоянии. Но это не так. Сменилось много директоров, однако ничего не изменилось. Даже тогда когда поставили «своего» работника, когда управленца привезли из Москвы.

Всё дело в том, что само руководство предприятия говорит, что ничего сделать нельзя: «Нам нужны стопятьсот тыщь мульонов русских денег и повысить стоимость проезда».

Власти просто забили на предприятие. Забили по нескольким причинам. И по ним же не хотят закопать эту «дохлую» корову, которая перестала давать молоко.

Первая причина, почему предприятие до сих пор живое: здесь работает много людей, и выгнать их всех за забор очень накладно.

А) им нужно будет заплатить выходное пособие;
Б) будет буча (вынужденные безработные);
В) буча уйдёт неконтролируемо в город («я столько лет пользовался 1 трамваем, а теперь его отменили»).

В коллективе МУПа настроение «Вы нам должны». Они не хотят работать. Не хотят останавливаться на остановках. Открывать двери. Работать с микрофоном. Они ничего не хотят! Они хотят только денег. Много денег. Все!

А когда ты им делаешь замечание, они начинают брызгать ядом и пытаются убедить тебя встать на свою сторону словами «Ну ты же сам работал водителем!».

Да, я работал. Да, недолго. Но! Я никогда (вру) не делал так же, что описал выше. Я честный, и я не вру (вру). Ну поверьте мне.

Что нужно чтобы предприятие вышло из этой большой ЖО?

Нужен только один. Big Man. Big W!

Он должен (обязан) прийти в администрацию города и честно сказать, что стюардессу нужно закопать и больше её не откапывать – померла, так померла.

Закрыть все (ВСЕ) маршруты (мы не можем обеспечить полноценный выпуск на все маршруты которые ранее были нарисованы). На месте старого предприятия организовать новое. Как пример, «Ульяновскгортранс». Предприятие это должно обслуживать городские маршруты трамвая, троллейбуса и автобуса. С возможностью привлекать частных автобусных перевозчиков, предлагая бухгалтерские «услуги», работу с налоговой, трудинспекцией и прочее. В том числе, с предоставлением ремонтной базы. Всё для того, чтобы сделать единый тариф по всему городу.

Далее нужно предложить свою маршрутную сеть, свои графики. Те, которые предприятие сможет соблюдать. Лучше один и стабильно рабочий маршрут, чем 100 и с интервалом не пойми когда. Выйти с этим на конкурс. И начать работать.

И, разумеется нужно снизить стоимость проезда для привлечения дополнительных пассажиров. Если у тебя в салоне кроме кондуктора больше никого нет, стоит подумать уже и об оплате проезда этого самого кондуктора. Ну или вообще сделать бесплатный проезд для всех.

«Львята» — «троянские кони» из-за постоянных поломок?

«Львята» — это просто модель трамвая, которую должны обслуживать подготовленные и обученные специалисты.
А они как 50 лет тому назад вместо болта на 10 забивали кувалдой болт на 12, так и продолжают это делать.

А директору главное не план или ещё что, а утром отчитаться, бодро крикнув в трубку главе города: МЫ СЕГОДНЯ ВЫПУСТИЛИ НА УЛИЦЫ ГОРОДА СТО МИЛЬЁНОВ ТРАМВАЕВ И ПОЛМИЛЬЁНА ТРОЛЛЕЙБУСОВ! Дайте нам медаль!

Печаль в том, что из них в течение часа большинство зайдёт в депо, кто-то сломается, у кого-то дневной отстой, а у кого и обед начался. Но пыль в глаза пущена.

Что творится на маршрутах трамвая и троллейбуса после этого, а тем более после 18:00, никого не интересует – все уже «спят».

Про маршрутки

Ульяновск — единственный город, где маршрутки мягко и «безболезненно» заменили автобусы. Причина в том, что в позднем СССР и в начинающей РФ в нашем городе были эти самые маршрутные такси. Пять маршрутов по правому берегу и на одном из них работали не РАФики, а ПАЗики. А на двух маршрутах из Нового города ходили большие и комфортабельные автобусы.

И так называемые маршрутные такси пришли не взамен какого-то конкретного автобусного маршрута, а на новые направления. Это был, в первую очередь, вещевой рынок. И народ принял это как данность. Веяние времени.

Соединить электротранспортом два берега — реально

Но не так, как власти хотят это сделать.

Есть одна конечная станция трамвая — Дамба. Почему троллейбусный маршрут не предложили сделать до неё? Там и диспетчерская, и туалет, столовая — всё есть. Зачем нужно на какой-то промежуточной остановке делать пересадочный узел? Этот самый пересадочный узел должен стать и конечной для троллейбуса.

Вот вы — водитель, час проехали с берега на берег, и… Кусты-то хоть им оставят там, на промежуточной остановке?

И опять вернёмся к тому, с чего начали — а именно, с ширины проезжей части и полосы, по которой двигаются троллейбусы и автобусы. Она должна быть 4 метра. Почему на Лиговке вышла такая безобразная трамвайно-автобусная выделенка, почему с проспекта исчез троллейбус? Ответ прост.
ПДД, СП, СНиПы, ДИ водителя, ПТЭ трамвая, троллейбуса и автобуса.

Просто НЕ ПОЛОЖЕНО.

Про миллиардную концессию

Любой бизнес будет делать то, что выгодно ему, и не будет работать себе в убыток. Плохо это будет или хорошо для пассажиров – ХЗ (кто его знает). Всё покажет время и то, кто за всем этим будет стоять.

В конце 2011 года в Ульяновск попыталось войти «ПК Транспортные системы». Это то самое предприятие, которое производит троллейбусы и трамваи, включая «Львят».

Тогда они хотели не просто продать городу свои трамваи, но и модернизировать всю трамвайную инфраструктуру. Был сделан проект. На первом этапе подразумевалось соединить правый и левый берег трамваем по новому мосту. Первая очередь линии должна была пройти от перекрёстка улиц Деева и Врача Михайлова до парка 40-летия ВЛКСМ. Далее на новый мост. С моста — по улице Розы Люксембург, Тимирязева, Радищева, Ленина, Железной дивизии и Кирова до конечной Ульяновск-I.

Но что-то пошло не так…

Так вот и сегодня что-то может пойти не так с этой концессией. И это никак не будет зависеть от концессионера.

Схемы, которые я для них разрабатывал.

Более поздние, предложенные мной, но также не реализованные схемы. А что, если бы трамваи ходили так?

Фото на главной – Телеграм-канал “Трамвай | Троллейбус | Ульяновск”