Безработица в Ульяновской области достигла минимального уровня — по итогам 2023 года она составила 0,34%. Но эта цифра — палка о двух концах. С одной стороны, прошли времена, когда на рынке труда прозябали высококлассные специалисты (вспомнить 90-е, развал УАПК и сотни авиастроителей, вынужденных зарабатывать торговлей на рынке). С другой — предприятия не могут преодолеть острую потребность в сотрудниках, несмотря на предлагаемую приличную зарплату. По данным HH.ru, в десяти сферах у нас сложился дефицит соискателей, причем в некоторых – очень острый. Как рассказали в региональном Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов, в прошлом году самыми востребованными на ульяновском рынке труда были слесари, фрезеровщики, операторы станков, регулировщики радиоэлектронной аппаратуры. С начала 2024-го ситуация не изменилась. По данным на 9 января, на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» работодатели Ульяновской области разместили информацию о наличии более 20 тысяч свободных рабочих мест и вакантных должностей. Наибольшее число вакансий — в обрабатывающих производствах (1 633), научно-технической деятельности (1 302), сфере научных исследований (1 197 единиц) и производства автотранспортных средств (623). Зарплаты предложены приличные. Самый свежий топ высокооплачиваемых профессий в нашем регионе выглядит так:
По данным рекрутингового портала HH.ru, соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке в выбранной профобласти в Ульяновской области во всех сферах сейчас составляет 3,1 (это означает дефицит соискателей). В некоторых областях нехватка сотрудников очень острая (индекс 1,9 и ниже). Это автомобильный бизнес и розничная торговля. Совсем чуть, но получше ситуация с рабочим персоналом, в сфере продаж и обслуживания клиентов, туризма, гостиниц и ресторанов, медицины и фармацевтики, транспорта, логистики и перевозок, производства и сервисного обслуживания, строительства и недвижимости. Нормальной ситуация считается при индексе 4 и выше. Вот так выглядит динамика резюме в разных профобластях (годовое сравнение). Значительно выросло количество соискателей-стратегов, специалистов в сфере сельского хозяйства, управленцев. А это динамика вакансий. В 2023 году в регионе самый большой спрос был на специалистов в сфере закупок, туризма, HR, фитнеса, юридического права, автобизнеса. За последний месяц на HH.ru ульяновские работодатели чаще всего искали специалистов в сфере продаж и обслуживания клиентов, рабочий персонал, производственных сотрудников. Ульяновские власти уже обозначали проблему с нехваткой кадров в ключевых сферах, которые непосредственно касаются жизни горожан. Например, ПАТП-1 по-прежнему ищет водителей на новые СИМазы. Предлагаемая зарплата — от 60 тысяч рублей. Также на предприятии не хватает автоэлектриков и автослесарей (обещанный заработок — от 40 тысяч), кондукторов (от 30 тысяч), контролеров-ревизоров (от 25 тысяч), перронных контролеров на автовокзал (от 20 тысяч рублей). В «Ульяновскэлектротрансе» набирают водителей трамваев, троллейбусов и автобусов (от 45 тысяч), слесарей по ремонту подвижного состава (от 35 тысяч), электромонтеров контактной сети (от 30 тысяч), кондукторов (25-27 тысяч). На «Авиастар» требуются сотни сотрудников. В базе вакансий Агентства по развитию человеческого потенциала — 200 операторов станков с программным управлением 3-5 разряда (зарплата 60-90 тысяч), 118 слесарей механосборочных работ (70-100 тысяч), 94 фрезеровщика (70-100 тысяч), 87 слесарей по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов (70-100 тысяч), 70 токарей (70-100 тысяч), 47 инженеров-технологов (50-60 тысяч). Самая большая предлагаемая на предприятии зарплата — у инженеров по эксплуатации воздушных судов — до 130 тысяч рублей, а также у авиационных механиков — до 120 тысяч. В списке УАЗа — более 50 разных вакансий. Самая большая потребность — в слесарях механосборочных работ (их требуется 74, зарплата гораздо ниже «авиастаровской» — 36-53 тысячи), малярах (65 человек, 36-62 тысячи рублей — это сейчас самая высокоплачиваемая вакансия на автозаводе), сварщиках на машинах контактной сварки (40 мест, 35-45 тысяч), штамповщиках (33 вакансии, 33-53 тысячи). Почему дефицит не закрывается, несмотря на то, что на многие предприятия (и даже в водители трамвая) берут без опыта, с обещанием всему научить? Многие ульяновцы выбирают «синицу в руке» — например, работать удаленно, оператором колл-центра или диспетчером чатов. На HH.ru сейчас для жителей нашего региона опубликовано более 430 таких вакансий — от «Ростелекома», «Яндекса», МТС, медцентра «Академия», Сбера, METRO и многих других. Зарплаты вполне пристойные — от 30-40 до 45-65 тысяч (оператор контактного центра МТС в офисе, с фиксированным окладом 29 тысяч и процентами). В одной из IT-компаний начинающему сотруднику поддержки обещают 70-80 тысяч до вычета налогов. Выбор — ходить на завод или заниматься беседой с клиентами за те же, а то и бОльшие деньги дома или в офисе — для многих очевиден. С кадровым голодом каждый работодатель борется по-разному. Для сотрудников стратегически важного «Авиастара» будут строить жилье (правда, давать его планируют не бесплатно, но на максимально льготных условиях). УАЗ предлагает 10 тысяч тем, кто устроится сразу после армии, «подъемные» для молодежи (ежемесячную персональную надбавку – 4 тысячи рублей за синий и 5 тысяч за диплом с отличием в течение двух лет после окончания вуза или ссуза), компенсацию за жилье для иногородних (ежемесячно до 5 тысяч рублей). Где-то завлекают ДМС и санаторным лечением, корпоративной культурой (этим особенно отличаются IT-компании), привлекают удаленщиков, о которых еще недавно и не думали. Дефицит специалистов – проблема всей страны. По данным Института экономики РАН, сегодня в России не хватает примерно 4,8 миллиона работников. Бизнес-обмудсмен Борис Титов предложил использовать все кадровые ресурсы — активно привлекать пенсионеров и студентов. Не исключено, что и в Ульяновской области дойдет до этого. |
|