Тема: впечатления и размышления архитектора А.И.Варюхина — «ехал сегодня по городу»…
12 января— ул.Лосевая
Ехал сегодня по городу. Не по собственной воле – по суровой необходимости. И сделал неожиданное наблюдение. Любезный город наш как-то офонарел. В том смысле, что появление новых уличных светильников наводит на грустные мысли о «головном здоровье» всех причастных к этому эпохальному (с точки зрения чиновников) действу.
Адреса известны – ул. Федерации и театральная площадь. Написать название площади с большой буквы не получается.
Улица Федерации. Попробую как-то проанализировать… Просто трудно выделить основания для анализа. Попытки анализировать с градостроительной, историко-культурной, эстетической позиций привели меня к когнитивному диссонансу. Поэтому всё будет довольно сумбурно и домотканно.
Не знаю, какие цели и задачи были сформулированы заказчиками и авторами проекта «благоустройства» улицы. Попробую догадаться, исходя из результата.
Получилось у меня следующее: заменить сети, покрасить фасады, устроить летние террасы кафе, срубить деревья. Но главное – поставить фонари. Не просто фонари, а ФОНАРИ, чтобы они заменяли собой деревья улицы Лосевой. На минуточку, это территория достопримечательного места «Ярмарочный квартал». То есть объект культурного наследия… А у него есть предмет охраны. Утверждённый и законный. Ну это так, на полях.
К проекту «благоустройства» у меня (и не только) есть много вопросов. Но пока остановлюсь на одном. На тех самых фонарях. Более страшного осветительного уличного устройства мне видеть еще не приходилось. Несмотря на прихотливость рисунка арматуры и качество изготовления.
Эти фонари полная неудача тех, кто придумал и тех, кто ковал. Провал, крах эстетических, культурных пониманий. Эти элементы «городского дизайна» абсолютно не соответствуют ни духу того Симбирска, который вроде нам решили явить, ни высоте опоры, на которой стоят, а пуще того – они немасштабны самой улице.
Лосевая улица в Симбирске – не Невская першпектива. Ну как-то не уместно. Ну как-то не комильфо. Ну так получилось. Хочется крикнуть: «Автора!!!!!». Но не даёт ответа… Никто.
Кстати о Петербурге. Преодолев свою лень, посмотрел фотографии фонарей северной столицы. Какая АРИСТОКРАТИЧНАЯ ПРОСТОТА!!! И ни один фонарь не считает себя главным на столичных улица и проспектах. Думает про себя: «Наше дело делать светло». Может быть права народная мудрость про сверчка и шесток…
14 января— площадь театральная
Сегодня, с утра, несмотря на мороз и ветер, поехали с женой на театральную площадь. Надо было как-то освежить впечатления. Освежение получилось еще хуже.
Анализировать это произведение московской фирмы «Мегабудка» ещё сложнее, чем ул. Федерации. Люди приехали работать в «дикое поле», в котором никто не живёт, в котором нет городов и сёл, нет традиций, обыкновений. Просто ничего нет. Этакая «табула раса», на которой можно писать, что угодно. Ну и написали. Как смогли. Что сумели.
Причём писали как-то неряшливо, на скорую руку. А потом, на стройке это всё вылезло. Если просто следить за публикациями, то выяснилось, что рельеф участка не позволяет реализовать авторский замысел – то кабель какой-то нашли, то корни деревьев. В довершение ко всему – при рытье траншеи чудесным образом обрели фундамент старинного здания. Заметьте, что при производстве строительных работ. Вдогонку на площадке появились археологи. Видимо, проектное ремесло прошло мимо авторов. Они не знали, что подобные проекты выполняются на свежей топосъёмке с сетями и высотными отметками, что на исторических территориях археологические раскопки проводятся ДО начала строительства. Ознакомиться с планами города прошлых веков тоже времени не нашлось.
Площадью это пространство назвать трудно, даже при буйной фантазии после двухсот грамм в одну посуду. Правда в прессе иногда мелькает название Театральный сквер. Это не театральная площадь, это какая-то КЛАДБИЩЕНСКАЯ РОЩА! Кладбище просто бьёт по глазам пилонами с полочками. Сначала подумал, что эти полочки – одноместные скамеечки. Правда непонятно, почему надо сидеть спиной к афише спектакля. Да и сидеть как-то неопределенно. Зимой – примёрзнешь, летом – прилипнешь. Но вся композиция этого объекта вызывает желание поставить на эту полочку пластиковый стаканчик с водкой и ломтиком хлебушка, положить яичко и конфетку, помянуть «усопший» спектакль. А там их мнооого….. !!! Пилонов. А спектакли идут. Живые…
Роща формируется деревьями (пока только прутиками) и ФОНАРЯМИ!!! Очень разными. И черными палками, и розовыми кривуляками с кухонными плафонами. Опять вопрос УМЕСТНОСТИ остаётся без ответа. Представляется, что на складе какого-нибудь Агентства городских инициатив скопилось много неликвидов городской мебели. И все эти фонари, лавки, пилоны надо было куда-то истратить. Удалось.
Упс! Актёрам этого самого театра свой проект авторам показать видно было как-то недосуг. Спросить их, посоветоваться, что-то узнать, обогатиться новыми знаниями и чувствами, убедить несогласных и сомневающихся. Чтобы они полюбили будущее творение столичных «архитекторов». Чтобы эта площадь была для них своей. Тёплой и радостной. Чтобы на подходе к ней невольно распрямлялась спина. Чтобы шаг становился элегантней и аристократичней. Особенно у идущих на спектакль горожан.
Уже появилось народное название «Улица красных фонарей». Что-то напоминает Амстердам. Смеяться или ругаться? У нас-то не Holland. Хотя…
17 января— путь к Победе
Далее, «не взирая на неблагоприятные погодные условия», мы поехали к новому входу в Парк Победы. Хотя почему «неблагоприятные»? Мороз и солнце, день чудесный… Белое искристое поле вокруг бетонной стены с косой дыркой и непонятной полурамой, пронзённое чёрными фонарями в виде грибков и столбов (на мой взгляд вполне уместными) производило впечатление какого-то лунного (в смысле – безлюдного) ландшафта. Это особенно усиливалось отсутствием каких-либо (даже собачьих) следов ко «входу» в парк. Поле, стена, фонари… «Ночь, улица, фонарь, аптека». Чтобы не терять перспективы завтра докую…
Завтра.
Прежде чем ковать, просмотрел проектные материалы и статьи на эту тему в официальной прессе. В основном авторы пишут очень поверхностно, в бравурной манере с добавлением информации о сроках, материалах и объёмах работ. Отдельные критические статьи не в счёт. Ничего нового. Как всегда. Официально. Отдельно стоит материал, в котором своими идеями и соображениями делится К. Штемпель. Его высказывания, как автора проекта, и г-жи Мельниковой, как основного лоббиста именно этого варианта, на меня произвели впечатление сильное. Как будто столкнулся с электричкой. Но об этом попозже.
Градостроительная ситуация на этом участке сложная. Пересечение двух магистральных улиц, выезд из города, да еще и периодические разговоры о строительстве здесь развязки. Что с чем связывать, какая будет развязка – это пока вилами по воде. По крайней мере, для широкой публики. Но и без неё всё непросто.
Непонятно чем и кому не угодил старый вход. Удобно было и подходить, и подъезжать. Планировочная структура парка и его смысловая нагрузка были определены именно расположением входа и архитектурным его решением. Эту деревянную Триумфальную арку многие ещё помнят. Кто нет – в сети есть фото. На деревянной ампирной торжественной арке надпись: «Парк культуры и отдыха «Победа». И две аллеи, идущие от входа, имеют соответствующие смыслы в оформлении. Остальные зоны (парк многофункциональный) расположены были на периферии. При новом решении мы будем входить мимо стены с надписью: «Парк победы» в … Луна-парк. То есть в парк аттракционов. Ну а Победа где-то далеко, если дойдём через ларьки и шашлычки. То есть воспитательный эффект будет стремиться к нулю. Если сохранять смысловое наполнение этого парка, то надо делать его полную перепланировку.
Что мешало заменить уродину из профлиста на приличное оформление входа, убрать разноматерные ларьки (кстати их кто-то разрешал, может ответить пора), организовать парковку? И не надо столько миллионов.
Новый вход в парк стоит к городу задом, а лицом к Ишеевке как избушка Бабы-Яги. Может это парк не для ульяновцев, а для отдыхающих в Ундорах или туристов из Казани? По эскизам непонятно как туда попасть из города пешком, на общественном транспорте. Непонятно зачем строить новую пустую площадь, сравнимую по размерам с площадью Ленина (виноват, Соборной площадью) на краю города?
Все эти вопросы очень непростые и крайне важные. Заказчиками и чиновниками неосмысленные. К сожалению, и архитекторами. А неосмысленные действия, особенно с многомиллионной сметой, пора приравнять к уголовному преступлению. Я так думаю, но не настаиваю. Я не кровожадный, но «осадок остался».
Теперь о главном на мой взгляд. Сразу оговорюсь, что этот текст ни научный анализ объекта, ни критическая статья, ни обращение к властям и гражданам. Это впечатления, размышления и чувства человека, который уже немало прожил на земле и в Ульяновске в частности, и кое-что понимает в архитектуре.
Варианты образного решения были разные, в том числе и с Триумфальной аркой. Но г-жа Мельникова заявила, что время этих арок прошло. Вот ни фига себе! Время этого архитектурного образа и философского смысла, придуманного еще в Древнем Риме, более двух тысяч лет никак не проходило в Европе и других странах, а вот теперь взяло и прошло?! В отдельно взятом городе. Эти формы и смыслы г-жа Мельникова взяла и отменила. Завтра она отменит пирамиду, колоннаду и чёрт знает что. Хорошо, хоть уже не у нас. Но идея отмены культуры в её заявлении присутствует. Это столь же бескультурно, сколь и… Скажу: «самонадеянно». Не ей отменять…
…Чего-то недосказал. Не додумал. Тема памяти и гордости за свою страну очень чувствительная. Я принадлежу к тому поколению, для кого Победа была живой и осязаемой в прямом смысле. Это были наши дедушки и бабушки, а у некоторых – отцы и матери. Они нас растили, воспитывали. И не сразу, но возникали вопросы откуда этот шрам, почему дедушка хромает, почему бабушка часто болеет… А они не любили рассказывать про войну и страдания. Так, если к слову пришлось. Или в день Победы, когда добрый домашний дедушка доставал из комода коробочку и надевал свои награды. И когда видел на груди ближайших родственников ордена Славы, медали «За отвагу, «За победу над Германией», другие награды, возникало чувство сопричастности к Победе, гордости за своих предков, свою семью, своё Отечество.
У нынешнего поколения «40+» эта личная связь с историей страны уже редкость. Просто таков закон жизни. Победители уходят. Уже лично не расскажут. А ведь после сорока лет наступает самый продуктивный возраст. Во всех сферах. И у архитекторов, которые проектируют, и у чиновников, которые одобряют, продавливают и утверждают.
У их детей и внуков посещение «Парка Победы» останется в памяти как большая площадь, проход вдоль бетонной стены и развлечение на аттракционах с мороженым. Ни папа, ни мама про Победу им не расскажут – сами забыли. А может и не знали…