1 февраля Госдума приняла законопроект о запрете работы «наливаек». Теперь регионы смогут устанавливать требование о продаже пива, сидра и других алкогольных напитков в ресторанах, барах, кафе, буфетах, а также ограничивать время продажи алкогольной продукции в точках общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.  Однако сильное алкогольное лобби и существенные налоговые отчисления с акциз в региональный бюджет могут сильно повлиять на региональный закон, считает депутат ЗСО Василий Гвоздев. О том, что и в какие сроки может измениться в Ульяновской области – в нашем материале.

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о запрете «наливаек» в жилых домах.

«Поступает большое количество обращений от жителей многоквартирных домов: люди жалуются, что «наливайки» днем работают как магазины, а ночью торгуют алкоголем, привлекая со всей округи асоциальных посетителей. Шум и беспорядки мешают им спокойно жить», — написал в своем канале в Telegram Председатель ГД Вячеслав Володин.

По его словам, у субъектов РФ уже есть право ограничивать продажу крепкой алкогольной продукции. «Теперь, после принятия решения о запрете «наливаек», у региональных властей будут все возможности навести порядок в этой сфере», — резюмировал председатель ГД.

Сейчас продажа алкоголя и розничная продажа алкоголя при предоставлении услуг общественного питания – разные виды деятельности, требующие  отдельных лицензий. Однако на пиво и слабоалкогольную продукцию такие правила не действуют.

Депутат Госдумы Алексей Куринный отметил, что в первоначальной редакции планировалось делегировать регионам право на установление ограничения по времени продажи алкоголя при оказании услуг общепита в МКД  и прилегающих территориях, однако в окончательном документе вводимые ограничения не будут касаться ресторанов, но смогут распространяться не только на время, но и содержать дополнительные основания и условия. По его мнению, все будет отдано на откуп региональных властей.

Депутат Заксобрания Ульяновской области Василий Гвоздев считает, что во многих регионах действует сильное алкогольное лобби, которое может помешать принятию регионального законопроекта с новыми условиями и основаниями по продаже алкоголя в заведениях общепита и на прилегающих территориях:

– В этом вопросе я в определенной степени пессимист, относительно того, какие основания и условия все-таки будут приняты. Вижу очень мощное алкогольное лобби не только в нашем регионе. Экономический блок говорит, что акцизы на алкоголь – это наше все. С 2017 года у всех регионов есть право регулировать розничную продажу алкоголя во дворах МКД и в самих домах. В мусульманских республиках уже действует очень много пунктов по ограничению продажи алкоголя как по времени, так и по месту. В Казани розничную продажу алкоголя полностью убрали со всех дворовых территорий два года назад. Можно им аплодировать.

Сейчас регионам дали право устанавливать дополнительные условия без ограничений, вплоть до полного запрета на продажу. Гвоздев уверен, что если Ульяновская область им и воспользуется, то в слабой форме:

–  Предполагаю, что законопроект по регулированию продажи в общепите в регионе будет принят в такой слабой форме, что  никакого реального воздействия на ситуацию не окажет. Скорее всего, замылят, заволокитят, не создадут рабочую группу и примут куцый закон, чтобы отчитаться перед Москвой.

По оптимистичным расчетам Гвоздева, региональный законопроект реально принять уже во втором квартале 2024 года, однако за ним последует переходный период для бизнеса, на котором будет настаивать прокуратура.

– Скорее всего в марте мы создадим рабочую группу, нужно будет еще оценку регулирующего воздействия проводить, которая займет месяц, и отправить законопроект на рассмотрение в Общественную палату. Думаю, что за второй квартал 2024 года реально принять региональный закон. Если это произойдет, то прокуратура однозначно скажет, что бизнесу необходим переходный период, чтобы свернуть или перенести свои торговые точки. Надеюсь, что он будет короткий и, к примеру, с 1 января 2025 года все это решить.

Бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина прокомментировала редакции, что в случае разработки ограничивающего продажу алкоголя  законопроекта она будет настаивать на проведении глубокого анализа рынка точек общественного питания – не должен пострадать ни один субъект:

– Нами уже была проведена работа с Заксобранием по местному закону о запрете продажи алкоголя в розницу. Этот закон, который ограничивал нахождение во дворах магазинов, включая цивилизованные точки, отменили. Насколько мне известно, минсельхоз проводил анализ рынка с точки зрения того, кто попадает под такое сокращение. В новом законе требует внимательного отношения понятие “точки общественного питания”, т.к. под него могут попасть небольшие кафе, которые не являются никакими “разливайками”. Нужно проанализировать весь рынок, финансово-экономического обоснования для законопроекта недостаточно.