На заседании бюджетного комитета ЗСО было «горячо»: депутаты критиковали практически всех выступающих министров, высказывали недовольство срывом освоения федеральных средств и медленной работой с земельными участками для многодетных. Во время обсуждения проблем здравоохранения произошел спор между коммунистами и единороссами: первые припомнили программу оптимизации лечебных учреждений и уголовные дела, фигурантами которых выступили члены ЕР.
Без претензий
Заседание бюджетного комитета ЗСО началось с обсуждения кандидатуры на должность руководителя региональной Счетной палаты Елены Блинковой. Ее документы направят в федеральный орган на проверку квалификационным требованиям. Напомним, после того, как депутаты не одобрили продление полномочий экс-председателя палаты Игоря Егорова, Счетная палата Ульяновской области остается «обезглавленной».
— Можно нам хотя бы было объективку получить? — поинтересовались депутаты.
Глава комитета Мария Шпак пояснила, что у парламентариев было время ранее на комитетах изучить все нюансы биографии Блинковой: «Есть персональные данные, которые нельзя отправлять по электронной почте». По ее словам, если квалификационные требования будут подтверждены, в ЗСО пройдет тайное голосование — уже большим составом.
Виталий Кузин отметил, что «если есть претензии по кандидатуре, то нужно высказывать их сейчас»:
— Иначе, если дойдет до того, что было при назначения Игоря Игоревича (Егорова), то это будет просто безобразие, когда без выражения позиции берут и молча блокируют кандидата. Это некрасиво и нелогично.
Министр финансов Наталья Брюханова рассказала об увеличении программы поддержки местных инициатив — с учетом допфинансирования сумма составит 177 млн рублей. На эти средства планируется поддержать дополнительно еще 64 проекта жителей муниципалитетов (всего 138 инициатив). Список получателей обещали опубликовать до конца недели.
— Все депутаты сильно переживали за проекты из своих округов. Это большое серьезное решение по выделению дополнительных средств, оно дорогого стоит. Если проект побеждает один раз, у жителей появляется стимул вкладывать еще больше средств в развитие территории, — отметила Шпак.
«Хлопаем в ладоши»
Министр экономического развития и промышленности Николай Зонтов озвучил ситуацию со строительством объектов в ПОЭЗ, на которые были выделены средства по инвестиционному бюджетному кредиту:
— К нашему полному неудовлетворению, подрядчики срывают сроки. Одна из компаний, которая строит корпуса на 12 тысяч и 6,5 тысячи квадратных метров, по итогам судебных разбирательств была оштрафована на 82 млн рублей.
С федералами был согласован перенос с 2023 на 2024 год 370 млн рублей, которые должны были пойти на проектирование и строительство производственно-складского здания в ПОЭЗ площадью 12 тысяч квадратных метров. Работы, с учетом этих средств, стоили 929 млн рублей, тендер выиграло московское ООО «ЦХД Инжиниринг». В прошлом году контракт с компанией расторгли, так как ее обнаружили в реестре недобросовестных поставщиков. Договор был прекращен за два дня до окончания сроков авансирования. Инцидент вызвал подозрения в причастности к выбору подрядчика Игорем Эделем, который находится под следствием по обвинениям в коррупционных действиях.
— «Облстройзаказчик» заново организует конкурс, расторговывать будем по отдельности проектирование и строительство объекта. Мы планируем, что он будет построен и сдан до конца 2025 года. Сложность в том, что проект должен пройти через Главгосэкспертизу, а она занимает полгода. Поэтому мы предполагаем завершить проектные работы в августе-сентябре 2024, — отметил Зонтов.
Производственно-складское здание строится для инвестора — компании УЗГА-Инжиниринг, которая намерена создать в ПОЭЗ летно-испытательный комплекс. По словам первого зампреда правительства Марины Алексеевой, проект будет связан, в том числе, с гособоронзаказом, и сейчас идет доработка ТЗ — вносятся изменения в технические характеристики помещения, которое должны построить.
Депутаты поинтересовались, не повторится ли эта ошибка в нынешнем году. Перенос таких контрактов дорого обходится бюджету: «Каждый месяц идет удорожание проектов».
— Это отсутствие надлежащего контроля за освоением средств. Спокойно расторговали, дождались, пока подрядчик не выполнит обязательства, а теперь хлопаем в ладоши и говорим, что все в рамках законодательства, — высказался Владимир Камеко.
Мария Шпак заметила, что недобросовестные подрядчики повсеместно приспособились к 44-ФЗ: заходят на объекты, не могут выполнить нужные объемы работ, а в заложниках остаются власти.
— Нужно ужесточать механизм отбора подрядчиков и поставщиков, чтобы максимально эффективно использовать средства, — заявила глава комитета.
Николай Зонтов уточнил, что на конкурсах учитывается опыт работы на подобных объектах, у генподрядчиков он всегда есть:
— Вводить же дополнительные требования — это тонкая грань, мы не должны нарушать закон о конкуренции. Поэтому на региональном уровне сделать ничего нельзя без корректировки самого 44-ФЗ.
Депутаты высказали пожелание более тщательно подходить к составлению техзадания и подготовке проектной документации, которая зачастую бывает «несовершенной, имеет недостатки, из-за чего срываются сроки и увеличивается стоимость работ».
— Мы уже обсуждали вопрос усиления городского и областного «Стройзаказчика», чтобы проектанты несли полную ответственность за изменение проекта. Кроме этого, мы бы хотели быть уверенными в эффективности ПОЭЗ, — резюмировала Мария Шпак.
Закат «Зенита»
Бурные обсуждения развернулись во время доклада министра имущественных отношений и архитектуры Михаила Додина. Он рассказал, что высвобожденный 1 млн рублей будет направлен на межевание земельных участков для многодетных семей в Чердаклинском районе (у поселка Октябрьский).
— Я знаю это место — бывший яблоневый сад. Хватит ли миллиона для формирования участков и разработки проекта планировки территории? И какие планы по развитию инфраструктуры — дорогам, газификации, электроснабжению и прочему? — задал вопрос Рамиль Хакимов.
Додин уточнил, что работы в целом обойдутся в 9 млн рублей — по 4 млн выделят Ульяновск и Чердаклинский район. Шпак заявила, что проводить инфраструктуру в новые микрорайоны, особенно в сельской местности, очень сложно:
— Чердаклинскому району это будет не под силу. В «Зените» до сих пор эту проблему не можем решить, хотя люди здесь живут, выходят к нам с претензиями. Должен быть более комплексный подход, нужно учитывать бюджеты Ульяновска и района.
Марина Беспалова напомнила о дорожной карте и поручении губернатора от 2022 года по «Зениту» — решить вопрос с инфраструктурой. Но в бюджетах на 2024 и 2025 годы финансирования на это не заложено.
Михаил Додин пояснил, что проект планировки территорий по «Зениту» сделан, Газпром сейчас проверяет проведение газа через публичные сервитуты. Это вызвало возмущение у Камеко:
— Там участки, которые не соответствуют ни одному градостроительному кодексу. Расстояние не позволяет устроить ни одну коммуникацию, проезжая дорога не соответствует требованиям. Вы предлагаете с каждым собственником заключить сервитут на кусок земли, по которому пройдет газопровод. Так не пойдет. Прежде, чем что-то в микрофон выдавать, подумайте! — обратился газовик к министру.
Василий Гвоздев поднял другую градоустроительную проблему — попросил решить судьбу территории «Черного озера», где «100 гектар различной земли — федеральной, областной, муниципальной»:
— С Рахматулиной и Мельниковой мы пытались нарисовать перспективу, хочется, чтобы на уровне правительства этот вопрос был скоординирован. Это полный межвед! Давайте поймем, кто будет отвечать за развитие территории.
Владимир Камеко поддержал коллегу: заявил, что пока на Черном озере «отсутствие понимания перспективного развития»:
— Если посмотреть на собственника и назначение земли — это может быть шикарнейший квартал в окружении реки. Сегодня же это мусорка место сборища маргиналов. Кто знает, сколько надо денег на инфраструктуру и где их взять? Не смотрим в перспективу на два-три года.
Виталий Кузин задал министру вопрос о целесообразности продаже бывшего городского училища имени Н.В. Гоголя на улице Красноармейской. Напомним, администрация Ульяновска опубликовала условия приватизации объекта культурного наследия, построенного в 1910-1912 годы по проекту архитекторов Федора Ливчака и Феофана Вольсова. В здании площадью 976 м2 размещается центр детского творчества Ленинского района. Объект оценили в 30,4 млн рублей.
— Этот процесс надо остановить. Без публичного обсуждения распродают объект культурного наследия, — заявил Виталий Кузин.
Михаил Додин отметил, что этот вопрос в министерстве с мэрией не обсуждали:
— Планирую к ним сегодня заехать, посмотрим, насколько правильно это придумано. В зависимости от пояснений, которые даст мэрия, если будут сомнения — попрошу, чтобы объект был снят с продажи.
Также министр уточнил, судьбу нового генплана Ульяновска: проект направлен в федеральные органы, которые выскажут свои замечания.
— В апреле генплан будет представлен на общественное обсуждение. Все поступившие замечания будут приняты и рассмотрены. Работа идет планово, пока никаких срывов нет, — пояснил Додин.
Разработчиком нового генерального плана и правил землепользования и застройки города Ульяновска стал «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект». В его послужном списке – работа по актуализации генплана для Красноярска, а также районов Красноярского края.
Шаг до пропасти
Далее на орехи досталось министру здравоохранения Олесе Колотик-Каменевой. Марина Беспалова поинтересовалась судьбой поликлиники для микрорайона Репино. Под нее хотят обустроить не эксплуатируемые в настоящий момент площади лечебного учреждения на проспекте Нариманова — 360 квадратных метров.
Глава минздрава отметила, что в нынешнем году будет разработана ПСД. Реконструкция учреждения, как предполагается, будет проводиться на средства федерального инфраструктурного кредита. Это будет филиал городской больницы №2.
Вячеслав Безруков поднял вопрос — почему при глобальном ремонте Новомалыклинской районной больницы (он стоит 130 млн рублей) не выделили средства на обновление оборудования, кроватей и прочего. На это нужно всего 6 млн. Олеся Колотик-Каменева пояснила, что финансы будут — во вором-третьем квартале.
После эмоционально выступил Владимир Камеко:
— Мы постоянно увеличиваем финансирование, но качество медицины не улучшается. Отчитались за освоенные средства, но эффекта не получаем. Так нельзя: мы уже стоим над пропастью, еще шаг и провалимся.
С ним не согласился Василий Гвоздев: он заявил, что сегодня система здравоохранения работает лучше чем 2-3 года назад. Но нужно обращать особое внимание на профилактику заболеваний и сохранении детского здоровья: «В Инзе родилось 16 детей, специалисты сказали, что 11 из низ через три года могут стать инвалидами!».
Далее произошла политическая перепалка. К Камеко обратился Виталий Кузин.
Кузин: В здравоохранении над пропастью мы стояли в 2018 году, когда кредиторская задолженность медучреждений была 2,5 млрд рублей. Это плоды жесткой оптимизации, которая была, по сути, программной, а сейчас мы из нее начали выходить. Я помню, как здесь сидел Тихонов, ваш однопартиец, который имел отношение к коррупционному делу.
Камеко: Это случилось 30 лет назад!
Кузин: 30 лет назад? Когда советская власть передала построенные больницы и оставила кадры? Систему, которую развалили!
Хакимов: Похоже, что у некоторых депутатов стоит цель убрать министра здравоохранения. Может кто-то потерял определенные деньги с «Фармацией», Тихоновым, Абдулловым и другими членами ЕР, которые разворовывали бюджет, в том числе, здравоохранения? Да, проблем много, но они постепенно решаются, и одним днем их не закрыть. Сегодня здравоохранение в лучшем состоянии, чем четыре года назад!
Камеко: Вы делаете мне официальное заявление?
Хакимов: У меня складывается впечатление, что некоторые депутаты хотят вернуть прежнюю систему.
Камеко: Какую?
Хакимов: Воровскую!
Мария Шпак призвала коллег к конструктивной работе без лозунгов. И попросила присутствующую в зале зампредседателя правительства Анну Тверскову собрать «неравнодушных депутатов, у которых есть замечания и предложения по здравоохранению».