Гидрометцентр и МЧС готовятся к сложному половодью и уже не рассчитывают на благоприятный план его прохождения. Под угрозой подтопления в Ульяновской области находятся 519 жилых домов и семь мостов. У Ульяновска закончились деньги на вывоз снега, мэр Болдакин намерен обратиться за помощью к областному правительству.
Сегодняшнее заседание комитета председатель Вячеслав Ковель начал с поговорки: “Большая вода – большая беда”. После обильных снегопадов Ульяновская область находится в ожидании большой воды. Более того, по словам Ковеля, в отчетах разных ведомств не сходятся данные по состоянию ГТС. Безопасность 110 из 119 гидротехнических сооружений оценивается как пониженная, девять ГТС находятся в неудовлетворительном состоянии.
– В разных докладах разные цифры. Как мы в этих условиях можем прогнозировать болевые точки с этими данными? Сегодняшнее заседание позволит нам выйти с инициативой увеличения дополнительного финансирования. Мы должны понимать, сколько денег нужно для упреждения проблем, – сказал депутат.
Начальник Ульяновского Центра по гидрометеорологии Валентина Казакова отметила, что в регионе ожидается сложное половодье, т.к. в марте погода ожидается теплее обычного. В регионе при активном снеготаянии уровень воды может достигнуть опасных отметок, это также касается и мелких рек, которые могут переполниться и подтапливать населенные пункты. Запасы воды в реках высокие и составляют 171-216% от нормы (в прошлом году было 74-105%). В марте погода ожидается теплее обычного, а осадков меньше нормы.
– Официальный прогноз весеннего половодья будет готов 6 марта. Однако какая ситуация складывается по половодью известно уже сейчас. Начиная с осени прошлого года осеннее увлажнение почв не очень большое, чуть выше нормы, и составляет 107-114%. Устойчивый снежный покров на большей части региона образовался 18-21 ноября, что на 3-11 дней раньше обычных сроков. В прошлом году он образовался еще раньше. На 10 февраля этого года запасы воды в снегу в бассейнах рек высокие и составляют 171-216% от нормы. В прошлом году было 74-105%. На 15 февраля высота снежного покрова в центральных, южных и западных районах составляет 35-50 см (при среднемноголетних значениях 23-39 см). В этом году также высокая плотность снежного покрова – 0,2-0,32 гр на кубический см. На 10 февраля глубина промерзания в среднем по области составила 42 см, в прошлом году – 75 см. На реках области и Куйбышевского водохранилища сохраняется режим зимней межени и ледостав. Толщина льда на реках области составляет 28-39 см (среднемноголетние 41-54 см). На куйбышевском водохранилище толщина 42-49 см при норме 53-57 см. Уровень воды на Куйбышевском водохранилище составляет 50,6 м, что на 11 см ниже уровня прошлого года. По предварительному прогнозу максимального уровня воды следует ожидать на уровне 90-160 см, но при интенсивном снеготаянии возможно достижение на большинстве рек опасных отметок. Следует заострить внимание и на том, что у нас много мелких речушек, которые могут переполниться и подтапливать населенные пункты.
Казакова обратилась к депутатам за поддержкой относительно содержания постов по наблюдению за загрязнением атмосферного воздуха, т.к. сейчас работают лишь пять из десяти, денег на них хватит лишь до 16 апреля. В год на посты требуется 10,4 млн рублей. Ковель отметил, что правительство поддержало инициативу по увеличению объемов финансирования, к обсуждению этого вопроса еще вернутся.
– В 2017 году были приобретены десять постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (два – в Димитровграде, два – в Новом городе, по одному на улице Промышленная, в Новоспасском, Инзе, Сенгилее, Новоульяновске и Мулловке). Все они оснащены дорогим оборудованием. Мы ведем наблюдение на этих постах по контрактам с Минприроды, создан штаб из 15 человек. Стоимость работы одного поста – 130 рублей в месяц. Сейчас из бюджета выделены деньги только на работу пяти постов, средств хватит до 16 апреля. Население волнуется.
Директор департамента природопользования Роман Кирпичников доложил, что в паводковый период будет обследовано 44 ГТС, включая 39 бесхозных. Чиновник попросил муниципалитеты обеспечить к ним доступ и организовать пропуск паводковых вод. По словам Кирпичникова, наиболее опасные ГТС находятся в Цильнинском, Мелекесском, Старокулаткинском, Инзенском, Майнском, Мелекесском, Новоспасском районах. Расчет вероятного вреда при аварии на этих ГТС будет проведут лишь в 2025-2026 годах, на эти цели потратят 165 млн рублей. В феврале 2024 года пройдут торги на разработку десяти расчетов вероятного вреда при аварии наиболее опасных ГТС.
Депутат Рамиль Хакимов обратил внимание, что до сих пор никто не озвучил, насколько муниципалитеты обеспечены всем необходимым для выполнения комплекса противопаводковых мер.
– Бесхозные объекты это, конечно, хорошо, обсуждать это нужно, но в ближайшие недели начнется обильное таяние снега. Мы помним, что произошло в прошлом году, когда затопило южный куст, погибли животные. Ежегодно затапливается Мостовая в Ульяновске. Каждый здесь сидящий знает все больные точки. Я бы хотел узнать, для выполнения комплекса противопаводковых мер у всех ли муниципалитетов достаточно техники, вооружения и тд? К вопросу надо подойти более предметно. Мы хотим понимать, что необходимо делать, чтобы народ не пострадал.
Слово взял замначальника регионального МЧС Михаил Николаев. Он отметил, что самые проблемные ГТС находятся в селе Усть Урень, Инзе – они стоят на уровень выше сел и деревень. Всего таких объектов 119, обследовать их необходимо заблаговременно, летом, т.к. сейчас с ними уже ничего не сделать, максимум расчистить дороги и убрать из русел деревья. По словам специалиста, учитывая объем снега, благоприятный план прохождения паводка не рассматривается.
– Мы обычно разбираем два варианта – благоприятный и неблагоприятный. Единственный положительный момент в этом году тот, что лед на реках встал рано, сразу выпал снег, поэтому промерзания льда меньше. Это говорит о том, что быстрые реки – Сызранка, Сельдь и Барыш – начнут промывать. В тех местах, где у нас обычно заторы, возможно проскочим. Благоприятный сценарий в этом году мы даже не берем, учитывая запасы снега.
По данным МЧС, под угрозой подтопления находятся 519 жилых домов с населением 1355 человек в 20 населенных пунктах (Ульяновск – Луговое, Вырыпаевка, Баратаевка, Мостовая, Сельдь, Дачный, Сурский район – Сара и Сурское, Николаевский район – Канадей, Новоспасский район – Сызранка, Ульяновский район – Ишеевка, Семеновка, Большие Ключищи, Новоспасский район – Репьевка, Садовое, Новоспасское, Мелекесский район – Аллагулово, Новомалыклинский район – Новая Малыкла, Радищевский район – Радищево). Прогнозируется подтопление 7 низководных мостов. Всего будет организовано 20 пунктов временного размещения (в основном в школах), задействуют 28 автобусов для перевозки 2,5 тысяч человек. Соорудят загоны для животных.
О проводимых мероприятиях в Ульяновске доложил глава города Александр Болдакин. По словам мэра, деньги на вывоз снега у муниципалитета закончились, он намерен просить помощи у регионального правительства.
– У нас на территории находится два ГТС: ульяновская дамба и филиал ПАО “Т Плюс”. Оба руководителя доложили, что оба сооружения готовы к эксплуатации. В селе Луговое запланировали провести ряд мероприятий, увеличить пропускную способность трубы. Хотим под дорогой пробурить дополнительную трубу с гидрозатвором, чтобы регулировать уровень воды. Начался вывоз снега с улиц Звездная и Российская. На следующей неделе приступим к расчистке канав. Основная задача – освободить канавы, чтобы вода могла спокойно уходить. Чтобы не затопило Мостовую необходимо вывезти несколько миллионов тонн снега. Те финансовые средства, которые нам были доведены на вывоз снега, мы уже потратили. Будем просить помощи у области. Сейчас начата работа по освобождению рек от упавших деревьев. Дополнительно закуплен мощный насос для службы спасения, кроме того дорожники закупят 4 насосные группы на трактор МТЗ.
По результатам заседания депутаты рекомендовали всем ответственным изучить опыт других регионов в части обеспечения безопасности ГТС, не имеющих собственников, и поднять вопрос об увеличении финансирования для безопасного прохождения паводка в случае необходимости.