Уже больше месяца специалисты областного департамента охотничьего хозяйства и сотрудники пользователей ульяновских охотугодий подсчитывают увиденные следы и встреченных животных – ведут их зимний маршрутный учет. Узнали, из-за чего и как менялась численнось обитателей ульяновских угодий в последние годы, каких сюрпризов можно ждать от их подсчета в новом году и в какие леса лучше не ходить тем, кто волков боится.
Хищники тянутся за кормовой базой
Итоги зимнего маршрутного учета млекопитающих, отнесенных к охотничьим ресурсам, который был начат 15 января и должен продлиться два месяца, будут подведены к лету. Тогда же на их основе определят лимиты добычи животных на конец 2024-го и первую половину 2025 года. Пока же специалисты оперируют данными за 2023 и предыдущие годы.
По ним очевиден рост числа копытных обитателей ульяновских лесов. Например, количество лосей выросло с 3599 в 2021 году до 4691 в 2023-м. Больше всего сохатых обитало в охотугодьях Мелекесского и Тереньгульского районов.
Косуль в 2023-м насчитали 12245 штук. Их число в регионе также постепенно увеличивается. Рост этот связывает с расширением кормовой базы, в том числе зарастанием сельхозугодий.
Рост численности идет по большинству животных, отмечает директор департамента охотничьего хозяйства Алексей Каштанов. Так, следом за безобидными обитателями лесов начинают увеличивать свое число хищники.
Волков, например, в 2021-м году в регионе насчитали всего 5 штук. В 2023-м их обнаружили уже 31 штуку. По несколько особей отмечали в Тереньгульском, Сурском, Карсунском и Инзенском районах. Тот же рост и по рысям – с 5 особей до 30. В том числе сразу 11 штук этих больших кошек заметили в Кузоватовском районе.
Хищники, по словам Каштанова, постоянно мигрируют и могут приходить на более богатую кормовую базу, а потом уже и более активно размножаться. При этом численность их часто меняется циклично. Так, куниц в 2023 году насчитали 1104 штуки против 813 в 2022-м. Подросло к прошлому году и число лисиц – с 2817 штук до 3509.
Бобры уходят, но могут вернуться
Сложнее животным, привязанным к воде. Например, численность бобров напрямую связана с погодными условиями – при засухах они покидают привычные места обитания.
И, если в 2021-м в регионе их насчитали более 8 тысяч особей, уже к 2022-му число этих животных упало до 1284 штук. Аналогично произошло и с ондатрой – зафиксировано падение с почти 14,7 тысячи особей до 1445 штук. К началу 2023-го пошло постепенное восстановление: бобров насчитали уже почти 5 тысяч штук, ондатр – около 13 тысяч. При этом количество барсуков пока не восстановилось. Оно упало с 3229 в 2021-м до 1474 в 2023-м.
Также тысячами штук в регионе считают зайцев: по пять с лишним тысяч значится зайцев беляков и русаков, еще почти 8 тысяч белок. Напротив единицами попадаются лесные хори, выдры и горностаи. Последних больше всего – 50 штук – замечали в Барышском районе.
Медведей к осени считают
Конечно, влияние на численность животных оказывает и охота. Как рассказал Алексей Каштанов, сейчас охотники целенаправленно снижают численность кабанов – чтобы защитить регион от африканской чумы свиней. В 2021-м их насчитали 733 штуки, в 2023-м – только 549.
Что касается любительской охоты, то в последние годы ульяновцы проявляют все меньший интерес к пушным зверям, кроме зайцев. Спросом пользуются копытные – косули и лоси.
И даже далеким от охоты ульяновцам интересны данные по медведям, следы которых в лесах региона встречаю все чаще. В этом году специалисты впервые за 15 лет будут подсчитывать их численность. Но это уже не зимой, когда бурые спят в берлогах, а весной и летом. Впрочем, приоткрывает секрет Алексей Каштанов, берлоги в лесах региона уже обнаруживаются. Но об их местонахождении специалисты предпочитают благоразумно молчать.