Симбирское конструкторское бюро разработало и выпустило тот самый дрон-камикадзе под названием «Пиранья», который в феврале уничтожил первый американский танк Abrams под Авдеевкой. Ульяновские разработчики в настоящий момент единственные в России, кто владеет технологией шифрования сигнала, благодаря чему беспилотник остается неуязвимым для средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Бюро в настоящий момент способно выпускать до 500 дронов в день (они имеют различный функционал: полет в один конец, многоразовый полет с системой сброса, разведка). Сейчас разработчики совершенствуют технологии и работают над новыми.

История разработки уникального дрона началась с образования в Ульяновске Российско-Китайского бизнес-инкубатора, который занимался экспортом и импортом продукции двух стран, благотворительной помощью (компания регулярно поставляет гуманитарные грузы в зону СВО, а также является одним из основных благотворителей Ульяновской региональной федерации тхэквондо).

— После начала СВО мы закупали, по запросам от военных, оборудование, личные вещи, продукты питания — поставляли их на фронт. Потом возникла потребность в тепловизорах, комплексных бронежилетах, оружейном оснащении – всё это находили исключительно лучшего качества,  поставляли снаряжение, которым пользовалась сама армия КНР. Еще во время ковида мы наладили тесное сотрудничество с надежными компаниями, которые имели рекомендации правительства Китая. И, благодаря политической поддержке, получили возможность поставлять определенные компоненты, дроны и прочее, недоступное другие поставщикам, — рассказал основатель Симбирского конструкторского бюро.

После ухода с российского рынка одного из крупных производителей электроники оголилась целая ниша. Тогда ульяновцы разработали собственное программное обеспечение и при поддержке партнеров в короткие сроки начали выпускать импортозамещенные микросхемы, видеопередатчики и прочие компоненты. С прошлого года в Симбирском конструкторском бюро занялись производством и самих дронов.

Продукцию отправляли на тестирование в зону СВО. Оттуда приходила обратная связь — что нужно исправить, что работает не так, как хотелось бы. Разработчики в первую очередь прислушивались к солдатам, которые являются операторами БПЛА и техническими специалистами. Помимо этого было проведено множество испытаний в Минобороны. Ульяновцы участвовали в различных соревнованиях и выставках. Аппараты совершенствовались, а чуть позже представители военного ведомства лично убедились в пригодности дронов в зоне СВО.

— Я, в составе группы Минобороны, привез наш беспилотник в Луганск. Тестирование прошло более чем успешно. Дрон облетел зону всех РЭБ на территории СВО и не был заглушен. Мы используем шифрованный передатчик видеосигнала, который делает аппарат невосприимчивым к воздействию РЭБ. Мы единственные в России, кто имеет такую технологию, — пояснил основатель бюро.

С помощью «Пираньи 10» (это FPV-дрон — first-person view, «вид от первого лица», который имеет полезную нагрузку до 4,5 кг и способен переносить различное вооружение на 12-15 км), доукомплектованный военными, был подбит первый танк Abrams.

— Благодаря поддержке руководителя Агентства технологического развития Ульяновской области Вадима Павлова на нас обратил внимание губернатор Алексей Русских. Он посетил наше производство, оценил устройство, отправил несколько изделий на фронт. Ребята там оценили его поддержку и помощь, — рассказывает разработчик.

Сейчас в Симбирском конструкторском бюро могут выпускать до 500 дронов в день. Программисты работают в режиме 24 на 7 — совершенствуют ПО, улучшают продукт, разрабатывают антенны и защищенные системы передачи радиосигнала, занимаются шифрованием GPS-наведения.  Максимальная дальность полета ульяновских дронов «Пиранья» — 15 км, переносимый вес — 5 кг. Компания работает с воинскими частями и подразделениями, благотворительными фондами и всеми, кто помогает фронту.

— Мы вкладываем средства в кадры — сотрудничаем со студентами разных учебных заведений. Собрали сильную команду с нуля, вложили по максимуму ресурсы в разработки и новые технологии. Да, что-то пока импортозаместить полностью невозможно — например, неодимовые магниты. Для разработки собственных карьеров в России нужно вложить не менее миллиарда рублей. Рынок беспилотных технологий, электроники и компонентной базы в России необъятен и обширен. Неважно, сколько компаний работает сейчас в этой нише на рынке — места хватит всем. Мы хотим активно развивать гражданское направление, аэрофотосъемку, обучать детей. Беспилотные технологии только дали начало развитию, мы имеем очень большие планы— резюмирует основатель Симбирского конструкторского бюро.

Справка

В конце февраля стало известно, что в зоне СВО российские военнослужащие из 15 бригады ВС РФ атаковали американский танк M1A1 Abrams дроном-камикадзе, а затем добили его из РПГ. Это произошло в населенном пункте Бердычи близ Авдеевки. «Пиранья» неоднократно уничтожала другую бронетехнику, как легкую, так и тяжелую, а также блиндажи, укрытия и укрепления ВСУ.