На последнем штабе по развитию региона губернатор Алексей Русских заявил о «вредительстве», которое произошло во время уборки снега. На улицах Гончарова и Карла Либкнехта поломали много деревьев. На их месте глава региона распорядился высадить новые саженцы «хорошего качества», а мэрии дано поручение «полностью пересмотреть работу в части озеленения, тщательнее выбирать посадочный материал и изменить подход к уходу». В Городском центре по благоустройству и озеленению уверены, что все делают правильно, а Гончарова для так называемого линейного озеленения не подходит: деревья здесь умирают даже при должном уходе. И это проблема актуальна не только для Ульяновска.

Директор Городского центра по благоустройству и озеленению Геннадий Моргунов рассказывает, что ущерб, нанесенный деревьям агрессивной уборкой снега, подсчитают после наступления теплых дней, когда все растает: «Проведем ревизию, потом будем восстанавливать». По его мнению, на будущее нужно исключить подобные ситуации: деревья, высаженные вдоль дорог, и без того чувствуют себя не лучшим образом. А тут добавляется еще и дополнительный «человеческий» фактор.

— Что-то новое придумать в линейном озеленении (когда деревья высаживаются вдоль магистральных дорог) нереально. Есть определенные правила: например, от борткамня, проезжей части, деревья должны находиться на расстоянии не менее двух метров. Но за последние десятилетия дороги расширились, во многих местах до дерева — метр или даже полметра, требования не соблюдаются. На зеленые насаждения летит пескосоляная смесь, реагенты, деревья испытывают стресс. Это проблема центральных частей всех больших городов — зеленые насаждения вдоль дорог в угнетенном состоянии. Все, что можно сделать — соблюдать правила уборки, вовремя вывозить снег, — уверен Моргунов.

Улица Гончарова. Фото – Улновости

На Гончарова обычно высаживали липы, которые быстро хирели и умирали. Это вызывало недовольство у горожан — главная улица Ульяновска выглядит из-за этого непрезентабельно. По словам главного городского озеленителя, именно липа — дерево, которое имеет очень хорошую приживаемость в наших широтах, дает хороший прирост, у него можно формировать красивую крону. Но деревья не выдерживают воздействие реагентов, на них влияет вибрация почвы от машин, выхлопные газы (летом они вызывают ожоги, особенно от КАМАЗов).

— Приствольные лунки на Гончарова имеют размер метр на метр, остальное вокруг закрыто брусчаткой. Деревьям этого мало, они испытывают нехватку влаги. Мы, конечно, поливаем, но бывает аномальная жара, деревьев много. Если дерево примыкает плотно к проезжей части, рано или поздно оно начинает болеть, даже здоровое и крепкое. А молодые просто не приживаются, и не потому что это плохой посадочный материал. Сейчас во всех приствольных лунках на три пальца соли — всю зиму ей посыпали тротуары, чтобы побороть гололед. Соленая почва — мертвая, что бы ты ни делал, дерево в ней расти не может. Так что здесь выбор такой — либо ходить по широким тротуарам с брусчаткой, но с умирающими деревьями, либо по узким тротуарам и оставлять открытый грунт, чтобы деревья лучше росли, — поясняет Моргунов.

По его словам, посадочный материал у городских озеленителей соответствует всем ГОСТам и СНиПам и «очень качественный». Его выращивают в питомнике в Белом ключе. Высота дерева, которое сажают — не менее двух метров, диаметр — не менее 4 см, возраст — не менее 10 лет. Работает центр по «настольной книге» — «Правилам создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ» 1999 года издания. В ней прописано, какие именно деревья, в зависимости от климатической зоны, где именно и как нужно сажать, по каким нормам.

— В других местах у нас все приживается, растет и благоухает. Например, в Новом городе, который изначально запроектирован с широкими зелеными зонами, проспектами. Там проблем нет, деревья не испытывают негативных факторов. Высаживали липы и сирень в аллее на Гончарова — замечательно растут. Кстати, в этой аллее у нас высажено 1500 деревьев, здесь все по нормам, они хорошо себя чувствуют, — уточняет Моргунов.

В прошлом году в мэрии озвучили особую стратегию озеленения на Гончарова: если дерево умирает, на его место уже ничего не сажать — все равно не приживется. Всего линейное озеленение главной улицы города включает 200 деревьев с приствольными лунками. Главный озеленитель уверен: здесь нужно переходить на другие форматы, например, мобильные клумбы:

— Не должно быть полное отсутствие «зеленки». Но в современном формате она не выживет. Когда до проезжей части полметра, сложно сохранить дерево. Конечно, мы прилагаем все усилия, но мы не волшебники.

Губернатор посоветовал ульяновским озеленителям изучить опыт других городов, например, Казани, где «тоже много машин, но деревья растут». Геннадий Моргунов рассказывает, что плотно общается с коллегами из всех соседних регионов, и ему сложно сказать, с кого взять пример: «Даже мы порой становимся примером для наших соседей»:

— Ничего нового никто не придумывает и не экспериментирует. В Казани точно такие же такие же проблемы, как у нас. Но в центре, где Кремль, улица Баумана, дорожники просто не нарушают технологию содержания проезжих частей и тротуаров, вовремя вывозят снег. И у них деревья болеют, и их меняют. Да, есть и другие технологии. Например, в Москве, на Тверской вдоль проезжей части построили подпорные стенки из камня, приподняли их и вовнутрь высадили деревья — как в кадки. Мы выходили с таким предложением, делали просчеты — это очень недешево. Одна такая подпорная стенка обойдется в несколько сотен тысяч рублей. Пока Ульяновск финансово не готов к таким затратам.

Тверская в Москве. Источник фото

По его словам, на Гончарова можно поставить цветочницы-деревницы, но они заузят тротуар и создадут помеху для механизированной уборки. Такое озеленение есть на Федерации, но оно требует дополнительных затрат. Мобильные клумбы осенью увезли на зимовку.

Планы по озеленению на Федерации на 2024 год

— Что изменить ситуацию кардинально, надо многократно увеличить финансирование. Можно брать за пример Москву, но там бюджет одной ВДНХ сравним с бюджетом Ульяновска. Столица себе может такое позволить, — резюмирует Моргунов.

Ландшафтный архитектор Дарья Дмитриева считает, что Ульяновск в плане озеленения — «яркий город» (это подтверждают многие туристы). По ее словам, такое количество цветов высаживают далеко не везде — например, в Пензе подобного изобилия нет. Но клумбы с однолетними цветам — это уже прошлое. Современные тенденции — это озеленение многолетниками: кустарниками, популярными злаками.

— Хороший пример — вертолетная площадка в Самаре. Я поднимала у нас эту тему, но мне сказали, что «есть необходимость реализовывать наши цветники», и это понятно. На мой взгляд, все же стоило бы добавить до 50-60% многолетников, это будет более эффективно и растянуто по сезону. В частности, на бульваре Венец — он красивый, но ему не хватает современности, — говорит Дарья.

Вертолетная площадка в Самаре. Источник фото

Она подтверждает, что деревьям действительно сложно выживать при воздействии реагентов, закованными в брусчатку или асфальт. Новые посадки будут гибнуть, так как не получат возможности набрать силы.

— Но у нас, на мой взгляд, не хватает более грамотного послепосадочного ухода. Нужно оберегать, защищать деревья и кустарники, хотя, конечно, действительно не везде они могут выжить. Здесь еще и вопрос бюджета: например, в Санкт-Петербурге все деревья — в тростниковом мате. Не думаю, что это стоит супердорого, но тростник защищает — снижает снеговую нагрузку, отражает солнечную лучи, меньше ожогов и попадания на стволы реагентов. У нас же зачастую высадили и забыли. И обрезка у нас очень грубая, — считает ландшафтный архитектор.

Тростниковые маты вокруг деревьев. Источник фото

Кстати

В этом году в Ульяновске планируют высадить 1000 деревьев взамен погибших — липу, ясень, ель колючую, клены, а также около 4000 цветущих кустарников — чубушник, спирею, сирень. Помимо посадок вдоль дорог, озеленят общественные пространства: скверы Маргелова и Антонова в Заволжье, Трех поколений на Репина. Вдоль дорого обычно высаживают лиственные породы, в парках, скверах и на бульварах — ели и кустарники.

Стоимость одного саженца лиственного дерева в возрасте 10-15 лет — 2,5-3,5 тысячи рублей, елки — 3,5-4,5 тысячи.