Президент Владимир Путин озвучил в послании Федеральному Собранию посыл для развития внутреннего туризма. По словам главы государства, к 2030 году во всех нацпарках страны нужно создать инфраструктуру для экотуризма, включая экологические тропы, пешие туристические маршруты (в том числе, маршруты выходного дня для школьников), площадки отдыха, музеи и визит-центры. Узнали, какие планы и перспективы у единственного в нашем регионе нацпарка «Сенгилеевские горы»: что здесь уже работает и что еще нужно сделать для привлечения туристов.
Сегодня в нацпарке «Сенгилеевские горы» работают четыре экологических тропы: открытая самой первой «По следам сурка», «Шиловская лесостепь», «Арбуга» и «Волжский берег».
«По следам сурка» имеет протяженность 3,9 километра (2,5-3 часа пешего хода), расположена около села Тушна. Здесь есть обозначенный указателями маршрут, две смотровых площадки, беседка, зона для палаток, йоги и пленэров, информационные стенды. Как уточнил замдиректора нацпарка по развитию Евгений Кузнецов, в этом году на экотропе пройдут плановые работы: «Будем обновлять указатели на тропе, красить настилы, смотровые площадки».
Экотропа «Шиловская лесостепь» имеет длину 2,1 километра (1,5-2 часа прогулки), она расположена в трех километрах от Шиловки. Здесь есть указатели, информационный стенд, места отдыха.
Прошлой весной открылась для посещения экотропа «Арбуга» — в ее обустройстве осенью помог Сенгилеевский цементный завод (в 2023 году в целом он вложил в нацпарк 600 тысяч рублей). В одном из самых красивых мест региона, в 6,8 километра от Шиловки, установили информационные аншлаги, зону отдыха, смотровую площадку, расширили пешеходную зону с защитными ограждениями. По по подсчетам нацпарка, за сезон здесь проходит более 5 тысяч гостей. По нацпроекту «Экология» для «Арбуги» выделили 364 тысячи рублей — на эти средства установят домик для продажи сувенирной продукции и сотрудников охраны.
«Волжский берег» — 4,5-километровый пеший и лыжный маршрут (на 1,5-3 часа), единственная экотропа в «Сенгилеевских горах», которая работает круглогодично. Расположена она в двух километрах от Сенгилея, проходит в лесном массиве вдоль Волги.
— Также в нацпарке есть глэмпинг «Тургенев», который в прошлом году по национальному проекту «Экология» был оборудован четырьмя туристическими домиками, тремя банями, тремя гриль-беседками, душевыми кабинами. Также в рамках этого проекта закуплено шесть сафари – тентов, очень популярных в туристической среде. В этом году мы их установим к началу сезона. Для того, чтобы организовать досуг для тех, кто гостит в глэмпинге, мы направили заявку на участие в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства» — хотим привлечь средства на приобретение детской канатной площадки и уличных тренажеров, — рассказал Евгений Кузнецов.
У нацпарка работает два визит-центра: в Сенгилее и в центре Ульяновска. В последнем планируется открыть эколого-просветительский центр для увеличения туристического потока, экологического образования школьников и студентов. Для того, чтобы брендировать помещения и обустроить этот центр, также направлена заявка на участие в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства»
В перспективе (пока дальней) — открытие третьего эколого-просветительского центра на территории глэмпинга «Тургенев», обустройство экологической тропы, строительство вольера для животных, проведение событийных мероприятий, организация научных практик.
Также пока в планах без конкретных дат — обустройство экотропы «Гранное ухо». Чтобы максимально сохранить заповедное место, здесь хотят установить легкие лестничные пролеты со смотровыми площадками. Это уже затраты иного порядка: ориентировочная стоимость 50 метров такой лестницы — 1,8 млн рублей. В этом году в нацпарке планируют разработать проект, а в следующем — сформировать заявку для федералов. Не исключено, что для обустройства экотроп будут привлекать внебюджетные источники финансирования.
Пример лестницы, которую хотят проложить до Гранного уха
В прошлом году в «Сенгилеевских горах» официально побывали 8 537 человек, в этом рассчитывают на не меньшее количество гостей. Недавно здесь родилась интересная задумка — сделать экотропу «По следам диверсантов» (рабочее название). Научные сотрудники «Сенгилеевских гор» нашли информацию, что в годы войны в эти края забросили группу разведшколы «Абвера». Об этой практически детективной истории писал журнал «Мономах».
Публикуем выжимку:
«…В разведшколе «Абвера» под Кенигсбергом целый год готовилась разведывательно-диверсионная группа для заброски в Сенгилеевский район Ульяновской области в апреле 1943 года. «Абвер», выбирая местом заброски диверсантов, решал важную задачу: держать под наблюдением железнодорожные магистрали, обеспечивающие переброску на советский фронт резервных дивизий с Дальнего Востока и вооружения с заводов Урала и Сибири. Придавалось большое значение железнодорожному мосту через Волгу в Ульяновске. Ставилась задача подорвать одну из несущих конструкций моста.
15 апреля 1943 года диверсионная группа была окончательно сформирована. Перед вылетом их обмундировали в форму военнослужащих Красной Армии, снабдили вооружением, радиостанцией, продовольствием и документами. Все три диверсанта при себе имели удостоверения личности, командировочные предписания и продовольственные аттестаты со свежими отметками выданных продуктов, а также ручные часы, компас, советские деньги, папиросы «Казбек» и «Беломор», географические карты Ульяновской области и прилегающих территорий.
Ночью 15 апреля над Сенгилеевским районом появился 88-ой «Юнкерс». Самолет оказался незамеченным системами оповещения, которые в Ульяновске находились в зачаточном состоянии. Из «Юнкерса» десантировались с парашютами трое мужчин.
18 апреля в 20 ч. 30 мин. передали в центр фашистской разведки радиограмму. «Баркас. Сотову. Приземлились с трудностями. Приступили к работе». Эта радиограмма была перехвачена радиоконтрразведкой. Оперативно-поисковые группы УНКГБ шаг за шагом, прочесывали вероятный район нахождения парашютистов. 2 мая они обнаружили в лесу севернее Кротково Сенгилеевского района порванный парашют, который застрял в дереве, и свежие следы неизвестного парашютиста, два парашюта, спрятанные в глубокой яме, заваленной хворостом. Здесь же обнаружены свежие следы обуви трех парашютистов.
5 мая рано утром, примерно в 20 км от села Кротково в лесу, в домике-сторожке опергруппой обнаружен и задержан первый радист-диверсант. Он показал на оборудованный под полом домика тайник, где надоились пулемет Дегтярева, 2 винтовки с патронами, 10 гранат, 20 кг взрывчатки, 100 капсюлей-детонаторов, 120 м бикфордова шнура, аппарат для подслушивания, 60 тысяч советских денег, запасные батареи для радиостанции.
Всех диверсантов задержали и доставили в Управление НКГБ по Ульяновской области. На допросе они заявили, что были оболванены фашистской пропагандой, дали подробные показания о разведшколе, о себе и своей подрывной деятельности, а также ценные сведения о враждебной работе гитлеровской военной разведки «Абвер».
— Мы очень хотим сделать экологическую тропу «По следу диверсантов». Нас уже поддержали директор Кротковской школы Любовь Ипполитова, социальный приют «Ручеек», Российское движение детей и молодежи «Движение первых». Проектом заинтересовался патриотический клуб «Единство», — отметил Кузнецов.
В региональном Агентстве по туризму пояснили, что для привлечения туристов хорошо было бы более активно развивать проекты по обустройству экологических троп.
– Прошло семь лет с момента создания нацпарка. Это огромная территория – не только Тушна и Шиловка. По сути, обустроена только тропа «По следам сурка», таких бы надо десяток. Это пожелание жителей и гостей нашего региона. И хорошо, если бы они чаще спрашивали людей, чего именно не хватает и хочется видеть в «Сенгилеевских горах». Мы по-белому завидуем нашим соседям – нацпарку «Самарская лука», которые очень активно его развивают, и это как раз «про туризм». Надо сделать все, чтобы и в нашем национальном парке было больше гостей, в том числе, из Самарской области, – прокомментировал глава Агентства Денис Ильин.
Фото на главной – Евгений Софронов.