На рабочем комитете Общественной палаты Ульяновской области обсудили работу и перспективы ПАТП-1. Предприятие в настоящий момент не в предбанкротном состоянии, но просроченные долги по лизинговым платежам остаются. Не хватает водителей, практически каждый рейс является убыточным. Для того, чтобы сократить убытки ПАТП-1, планируется оптимизировать сеть маршрутного транспорта в целом. Замдиректора автотранспортного предприятия Олег Берлибо рассказал, что сегодня большая финансовая нагрузка предприятие имеет из-за лизинговых платежей. Сейчас, по его словам, автопарке ПАТП содержится 121 единица транспорта, 35 из них на текущий момент не выходят на линию из-за ремонта.
Корректировать схему, по словам начальника отдела пассажирских перевозок общественным автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Александра Новосёлова, нужно для того, чтобы уменьшить дублированность общественного транспорта по магистральным улицам города: «Такие маршруты нужно перенаправлять в густонаселенные и новые микрорайоны». В комментарии Улпрессе руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров пояснил, что на оптимизацию сети маршрутов общественного транспорта нужно не менее полугода:
Председатель рабочей группы Общественной палаты Риас Камаев заявил об отсутствии взаимодействия между перевозчиками и ведомственными организациями и посетовал, что ни у ПАТП-1, ни у Минтранса до сих пор нет дорожной карты по выводу сложного предприятия из кризиса:
Напомним, ПАТП-1 уже два раза был в предбанкротном состоянии. В октябре 2022 года иск в Арбитражный суд подала столичная лизинговая компания «СТОУН-XXI». Она потребовала взыскать с ПАТП-1 задолженность по договору лизинга — более 25,7 млн рублей (речь шла о закупленных для предприятия в 2019 году автобусах СИМАЗ). Тогда предприятие долг оперативно погасило. В сентябре 2023 года кредиторы снова подали иск, в качестве третьего лица выступила налоговая служба. Сумма исковых требований составила 19,4 млн рублей. 18 декабря Арбитражный суд Ульяновской области отказал в признании ПАТП-1 банкротом: его долг также погасили – на это ушли средства из бюджета. Предприятие и в этом году стало участником разбирательств в арбитраже. В январе иск поступил от набережночелнинского ООО «Смарт Трейд»: оно потребовало взыскать с ПАТП-1 более 1 млн рублей задолженности по договору поставки. В марте дело разрешилось: долг был погашен, ульяновцы выплатили лишь небольшую неустойку. ПАТП-1 на протяжении многих лет работает с убытком. По информации из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, выручка предприятия за 2023 год составила 207,2 млн рублей (в 2022 — 118,5 млн), себестоимость продаж — 482 млн (252,2 млн годом ранее), убыток за прошлый год составил 65 млн рублей. По словам директора областного департамента транспорта Юрия Чибисова, сегодня предприятие не в предбанкротном состоянии. Но общественный транспорт априори убыточный, а потому субсидируется государством: из бюджета области выделяют сумму, равную той, что зарабатывает ПАТП-1.
В ноябре прошлого года Минтранс давал раскладку: для безубыточной работы в 2024 году предприятию нужно 132 миллиона рублей. С чем связаны такие расходы? Исследование, заказанное Торгово-промышленной палатой, показало, что тариф не покрывает выпадающие доходы. Себестоимость поездки составляет 79 рублей. Выросли сопутствующие расходы: за три года автобус подорожал на 100% , нужны зарплаты на водителей (два человека на один автобус), ГСМ, обслуживание, лизинговые платежи в 55 млн рублей и т.д. По данным Счетной палаты, убытки за один рейс по отдельным городским маршрутам достигают 4,4 тысячи рублей. В конце 2023 года сообщалось, что на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных предприятий в бюджете регионе заложили 64,4 млн рублей. При этом реальная потребность составляла 171,5 млн рублей. По словам Чибисова, в настоящий момент ПАТП-1 действительно имеет задолженность по лизинговым платежам, но ведет переговоры и долг погашает (например, в этом году уже перечислено 20 млн рублей). Говорить о том, сколько в общей сложности задолжало предприятие, он отказался: «Оно в конкурентном поле, раскрывать эту сумму, на мой взгляд, неправильно». Но отметил, что ПАТП-1 полностью расплачивается по налогам (30 млн в год).
По его словам, пока речи о закрытии каких-то маршрутов не идет. Еще один вопрос – почему при довольно высокой для Ульяновска зарплате в 85 тысяч рублей в ПАТП-1 никак не могут набрать водителей?
|
|