На рабочем комитете Общественной палаты Ульяновской области обсудили работу и перспективы ПАТП-1. Предприятие в настоящий момент не в предбанкротном состоянии, но просроченные долги по лизинговым платежам остаются. Не хватает водителей, практически каждый рейс является убыточным. Для того, чтобы сократить убытки ПАТП-1, планируется оптимизировать сеть маршрутного транспорта в целом.

Замдиректора автотранспортного предприятия Олег Берлибо рассказал, что сегодня большая финансовая нагрузка предприятие имеет из-за лизинговых платежей. Сейчас, по его словам, автопарке ПАТП содержится 121 единица транспорта, 35 из них на текущий момент не выходят на линию из-за ремонта.

– Водителей на предприятии насчитывается 110. Несмотря на среднюю зарплату в размере 85 тысяч рублей, осуществить дополнительный набор не удается. В планах предприятия на ближайшее время ликвидировать нерентабельные маршруты, а также скорректировать расписание и схему движения общественного транспорта, — пояснил Берлибо.

Корректировать схему, по словам начальника отдела пассажирских перевозок общественным автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Александра Новосёлова, нужно для того, чтобы уменьшить дублированность общественного транспорта по магистральным улицам города: «Такие маршруты нужно перенаправлять в густонаселенные и новые микрорайоны».

В комментарии Улпрессе руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров пояснил, что на оптимизацию сети маршрутов общественного транспорта нужно не менее полугода:

– Сейчас она досконально прорабатывается. Какие-то маршруты необходимо продлять, в том числе для улучшения транспортной доступности новых микрорайонов. Какие-то укорачивать с целью повышения эффективности и частоты следования автобусов.

Председатель рабочей группы Общественной палаты Риас Камаев заявил об отсутствии взаимодействия между перевозчиками и ведомственными организациями и посетовал, что ни у ПАТП-1, ни у Минтранса до сих пор нет дорожной карты по выводу сложного предприятия из кризиса:

— По созданию этой дорожной карты должны были отчитаться еще в феврале, но уже апрель. У ПАТП-1 нет оборотных средств, нет денег на закупку резины и различные мелочи. Просрочки по лизинговым платежам как были, так и остались. Сейчас они говорят об отмене нерентабельных маршрутов. Но почему, например, таковым является 59 маршрут или 20-й? Много вопросов, которые так и остались без ответов.

Напомним, ПАТП-1 уже два раза был в предбанкротном состоянии. В октябре 2022 года иск в Арбитражный суд подала столичная лизинговая компания «СТОУН-XXI». Она потребовала взыскать с ПАТП-1 задолженность по договору лизинга — более 25,7 млн рублей (речь шла о закупленных для предприятия в 2019 году автобусах СИМАЗ). Тогда предприятие долг оперативно погасило.

В сентябре 2023 года кредиторы снова подали иск, в качестве третьего лица выступила налоговая служба. Сумма исковых требований составила 19,4 млн рублей. 18 декабря Арбитражный суд Ульяновской области отказал в признании ПАТП-1 банкротом: его долг также погасили – на это ушли средства из бюджета.

Предприятие и в этом году стало участником разбирательств в арбитраже. В январе иск поступил от набережночелнинского ООО «Смарт Трейд»: оно потребовало взыскать с ПАТП-1 более 1 млн рублей задолженности по договору поставки. В марте дело разрешилось: долг был погашен, ульяновцы выплатили лишь небольшую неустойку.

ПАТП-1 на протяжении многих лет работает с убытком. По информации из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, выручка предприятия за 2023 год составила 207,2 млн рублей (в 2022 — 118,5 млн), себестоимость продаж — 482 млн (252,2 млн годом ранее), убыток за прошлый год составил 65 млн рублей.

По словам директора областного департамента транспорта Юрия Чибисова, сегодня предприятие не в предбанкротном состоянии. Но общественный транспорт априори убыточный, а потому субсидируется государством: из бюджета области выделяют сумму, равную той, что зарабатывает ПАТП-1.

– Частник, когда нет пассажиропотока, может даже в нарушение графика приехать домой, поставить машину. Государственные автобусы должны совершать рейсы, даже если едет три человека. Так накатываются убытки — топливо тратится, зарплата идет, механики работают. За последний год у ПАТП-1 выросла выручка – предприятие увеличило объем транспортной работы. Раньше на город выпускали 30 машин, но после закупки 50 новых автобусов количество перевезенных людей выросло в 1,5 раза. Но выросли и затраты. Каждый пройденный километр приносит убытки. Мы не знаем примеров, когда общественные перевозки были бы прибыльными, – пояснил директор департамента.

В ноябре прошлого года Минтранс давал раскладку: для безубыточной работы в 2024 году предприятию нужно 132 миллиона рублей. С чем связаны такие расходы? Исследование, заказанное Торгово-промышленной палатой, показало, что тариф не покрывает выпадающие доходы. Себестоимость поездки составляет 79 рублей. Выросли сопутствующие расходы: за три года автобус подорожал на 100% , нужны зарплаты на водителей (два человека на один автобус), ГСМ, обслуживание, лизинговые платежи в 55 млн рублей и т.д.  По данным Счетной палаты, убытки  за один рейс по отдельным городским маршрутам достигают 4,4 тысячи рублей.

В конце 2023 года сообщалось, что на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных предприятий в бюджете регионе заложили 64,4 млн рублей. При этом реальная потребность составляла 171,5 млн рублей.

По словам Чибисова, в настоящий момент ПАТП-1 действительно имеет задолженность по лизинговым платежам, но ведет переговоры и долг погашает (например, в этом году уже перечислено 20 млн рублей). Говорить о том, сколько в общей сложности задолжало предприятие, он отказался: «Оно в конкурентном поле, раскрывать эту сумму, на мой взгляд, неправильно». Но отметил, что ПАТП-1 полностью расплачивается по налогам (30 млн в год).

– Нужно работать над сокращением убытков, стремиться сократить их до нуля. Например, раньше, автобус ехал утром с Азовской в Новый город, чтобы забрать первых пассажиров. Сейчас открыли базу для размещения автобусов на левом берегу, и пустого пробега больше нет. «Ульяновскэлектротранс» любезно поделился территорией троллейбусного депо. Также надо наращивать доходность, бороться с безбилетными пассажирами, – пояснил Юрий Чибисов.

По его словам, пока речи о закрытии каких-то маршрутов не идет.

Еще один вопрос – почему при довольно высокой для Ульяновска зарплате в 85 тысяч рублей в ПАТП-1 никак не могут набрать водителей?

– График работы напряженный – нужно рано приходить и поздно уходить. На работу устраиваются те, кто работал раньше у частников, а условия здесь разные. Дисциплина водителей на госпредприятиях выше – они не говорят по телефону по время поездки, принимают безналичную оплату. У частника привыкаешь работать с наличкой, есть другие вольности. Далеко не все могут так работать – это разный подход и менталитет. Поэтому и остается дефицит кадров, – резюмирует Чибисов.