Ульяновский зоопарк, расположенный в парке 40 лет ВЛКСМ на Верхней террасе, просит предоставить дополнительную территорию. Она нужна для обустройства реабилитационного центра для диких животных, которых все чаще привозят сюда “в добрые руки”. Руководство зоопарка обещает, что никакого капитального строительства не будет – только расчистка территории от “человеческого” мусора и валежника и установка вольер и небольших помещений. Городские власти пока не спешат с положительным ответом  – считают, что вопрос должен быть вынесен на общественное обсуждение.

О расширении в зоопарке задумались два года назад, когда мэром был Дмитрий Вавилин. Тогда городские власти провели выездное совещание, на котором заявили, что Ульяновску нужен полноценный объект, где бы содержались животные, разработали дорожную схему. В настоящий момент она уже пройдена: по словам руководства зоопарка, подошло время переходить на следующий этап.

– Расширение у нас шло планомерно, исключительно на наши средства, без каких либо субсидий или дотаций. Почему мы заговорили об этом сейчас? У нас еще есть незаконченные птичьи вольеры, которые мы хотели доделать. Но в декабре прошлого года у нас произошло два события. Первое – нам, по обращению Росприроднадзора и Московского зоопарка, передали на передержку львенка, конфискованного на границе Оренбургской области и Казахстана. Мы оказались ближайшим зоопарком, входящим во всероссийскую Ассоциацию. Были сильные морозы, львенок был в плачевном состоянии, с болячками. Мы его вылечили, встал вопрос о передаче его в другой зоопарк. Но брать уже подросшее животное желающих нет. Да и мы его полюбили, привыкли, вложили много сил и эмоций. По настоянию сотрудников решили льва оставить. Хотя наш принцип – содержать только тех животных, которые близки к нашему ареалу обитания и хорошо переносят русскую зиму без теплых зданий. Построить их в лесу мы не можем, – рассказал директор Ульяновского зоопарка Денис Саврандейкин.

Второй “сюрприз” произошел также в декабре, через неделю после приезда львенка. На заправке в Мулловке обнаружился лосенок, мать которого убили охотники. Малыша перевезли на передержку в коневодческое хозяйство. Но затем, при содействии инспекторов Минприроды, доставили в зоопарк в Ульяновск – коневоды не смогли бы его выкормить и вырастить, так как у них нет специалистов по диким животным. Саврандейкин и его сотрудники проконсультировались с Барнаульским и Пензенским зоопарками, где есть на содержании лоси, им рассказали, как создать для малыша хорошую кормовую базу.

– На заправке к лосенку постоянно подходили люди, обнимались с ним, фотографировались, он контактировал с детьми. То есть он уже не мог сам адаптироваться в дикой природе. Плюс была очень снежная зима, мы не могли его выпустить. В итоге он остался у нас. Для лосенка, как и для льва, нужна большая территория, чтобы он совершал пробежки, свободно гулял. Это животное, обитающее в наших краях, интересное для познавательных экскурсий: большинство ульяновцев лосей никогда и не видели, – говорит директор зоопарка.

После этого было решено обратиться в мэрию с просьбой предоставить дополнительную территорию площадью 2,8 гектара, на участке, который уходит глубже в лес. Но вопрос забуксовал. Выяснилось, что в 2019 году глава города (тогда им был Сергей Панчин) подписал Постановление «Об утверждении порядка размещения аттракционов и иных объектов на территории скверов, парков культуры и отдыха муниципального образования «город Ульяновск» N 931, где прописано ограничение в предоставлении площади для таких объектов до 10 тыс. кв. метров. Владельцы зоопарка давно построили и содержат в парке вотчину Симбирского Деда Мороза, обустроили полянки для отдыха, в итоге разрешенная для использования “под развлечения” площадь уже достигла лимита.

Второй момент – жалобы местной жительницы, которая живет в доме на Оренбургской, через дорогу от парка 40 лет ВЛКСМ. Она с 2017 года пишет обращения, что в зоопарке “слишком громко кукарекают петухи”, и в целом ей соседство, пусть и достаточно далекое, не нравится. А потому, видимо, мэрия опасается общественного резонанса.

Вопрос рассмотрели на заседании рабочей группы в Общественной палате Ульяновской области. Председатель профильной комиссии Лев Левитас рассказал, что руководству зоопарка обозначили мероприятия, необходимые для того, чтобы проект “пошел”. В частности, нужно разработать паспорт контртеррористической безопасности и обеспечения пожарной безопасности, определить санитарно-защитную зону, применить методику содержания животных, позволяющую минимизировать количество аммиака в атмосфере и, соответственно, убрать запахи.

– Во многих городах зоопарки находятся в жилой зоне, в Калининграде – вообще в самом центре. Поэтому после того, как руководство разработает вышесказанные планы, можно будет выходить на мэрию или губернатора. К сожалению, есть чиновники, которые очень не хотят, чтобы они реализовались. Между тем, хочу отметить, что ульяновский зоопарк, хоть он и частный, внесен в список туристических мест нашего региона, которые могут привлечь новых гостей, – пояснил Левитас.

Зоопарк с открытыми вольерами действительно пользуется популярностью: в год здесь бывает до 100 тысяч человек. Только за майские праздники, по словам Дениса Саврандейкина, к животным пришли 1100 посетителей. Для примера: трафик в зоопарке миллионника Нижнего Новгорода около 3000 человек.

– В целом это не коммерческая, а больше просветительская, общественная и научная история. Подлеченных, спасенных животных мы выпускаем в дикую природу. Сегодня, например, еду забирать травмированного лебедя: Минприроды попросили посмотреть, если “не вылетной”, значит, поселится у нас. На территории, которую мы просим выделить, помимо дополнительных вольер для зоопарка, мы планируем разместить полноценный реабилитационный центр для диких животных. Это то, чем раньше занималась Галина Пилюгина (птиц, после закрытия ее центра, мы взяли к себе). Здесь будут лечить и, по возможности, готовить к возвращению в места обитания именно диких животных, которых нельзя содержать вместе с обитателями зоопарка, а такие поступают к нам часто. Взять хотя бы сов, которых нам приносят в огромном количестве, мы их подлечиваем и выпускаем: они не любят шум. Хотим, чтобы животные реабилитировались в тишине, подальше от людей – посещать центр будут только сотрудники. На новой территории не будет срублено ни одно дерево – планируется убрать валежник, “человеческий” мусор, которого здесь остается очень много после шашлычного сезона, – говорит директор зоопарка.

Сейчас здесь ждут самца орлана-белохвоста из Челябинска – в компанию к уже содержащимся в зоопарке самкам, чтобы впоследствии образовалась пара, которая сможет вырастить птенцов – уже на выпуск в дикую природу. У серых гусей, которые попали в зоопарк три года назад, уже есть “подрастающее поколение”: с Минприроды решается вопрос, куда выпускать подросших птиц. В прошлом году на “вольные хлеба” отправились кряквы. Спасенные из парка Победы бельчата, которые остались без мамы, выросли и теперь живут свободно, в парке 40 лет ВЛКСМ.

Начальник Управления муниципальной собственностью администрации Ульяновска Евгений Вдовин пояснил, что расширение зоопарка станет юридически возможным при внесении изменений в Постановление администрации города Ульяновска «Об утверждении порядка размещения аттракционов и иных объектов на территории скверов, парков культуры и отдыха муниципального образования «город Ульяновск».

– Руководство должно обосновать, почему им нужно предоставить такую площадь. Этот вопрос они должны согласовать с экологами, балансодержателем парка. Также мы считаем, что должно пройти общественное обсуждение с жителями города. Не исключено, что у них есть вопросы по запаху или по возможному перекрытию дорожек. Так что все в их руках. Если все этапы будут пройдены, мы препятствовать не будем, – пояснил Вдовин.

Справка

Ульяновский зоопарк входит в Ассоциацию зоопарков России и является кандидатов в члены Евроазиатской ассоциации зоопарков. Здесь содержится более 150 видов диких и домашних животных: рыси, северные и пятнистые олени, косули, викуньи, лисы, еноты, орланы, филины, фазаны, дикобразы, орлы, орланы, филины, неясыти, уточки, цесарки, фазаны, павлины, лебеди. В центре реабилитации диких птиц лечатся раненые орлы, канюки, совы.

В экзотариуме есть коллекция экзотических видов – питоны, змеи, черепахи, игуаны, рыбы, мини-креветки.

О том, как живут питомцы, рассказывается в Телеграм-канале зоопарка. В числе интернет-героев – рысь Сева, носуха Дени, викуньи.