Деревянный двухэтажный дом № 2а в самом начале улицы Радищева внешне ничем не примечателен. Те, кто интересуется историей Симбирска-Ульяновска, знают его как «дом Харитоновых». Здание построено И.Х. Харитоновым в 1904-1905 гг. Пожалуй, наиболее известный факт из истории дома – это проживание в нём в 1905-1906 гг. Дмитрия Ильича Ульянова (1874-1943) – земского врача, революционера, брата В.И. Ленина. Благодаря этому обстоятельству здание признано объектом культурного наследия местного (регионального) значения. Решение о взятии его под государственную охрану принято ещё в 1969 году. Ну, а увидеть, как сейчас выглядит ОКН, находящийся в самом центре Ульяновска, рядом с Ленинским мемориалом, напротив Дома Советов, по соседству со знаменитым Теремком, каждый может сам. Лицо города…
Нынешний дом № 2а по ул. Радищева действительно построен в 1905 году, но история этого места началась гораздо раньше, а внимания заслуживает не только факт проживанием здесь Д.И. Ульянова. Приведённый далее небольшой исторический экскурс основан главным образом на материалах статьи Алексея Сергеевича Сытина, опубликованной в журнале «Мономах» № 2 за 2008 год; с некоторыми моими дополнениями.
* * *
Изучением истории застройки места на углу улицы Радищева (быв. Мартыновой) и бульвара Пластова (быв. Завьяловской площади) занимались С.Л. Сытин, Ю.Д. Ефимов, А.А. Калачёв и другие краеведы.
Угловая усадьба с деревянным домом (на месте нынешнего дома № 2/3) и холодными службами существовала в начале XIX века. Её первым известным владельцем был священник находившейся поблизости Владимирской (Ильинской) церкви Павел Николаевич Смирнов. В 1844 г. он заложил усадьбу под большую денежную сумму. Священник не смог расплатиться с кредитом, и в 1846 г. усадьба и дом на Мартыновой улице были проданы с публичных торгов. Новым владельцем стал кредитор Смирнова – отставной сенатский курьер Герасим Архипович Жидков, известный щедрыми пожертвованиями в пользу симбирских храмов.
После смерти Г.А. Жидкова усадьбу унаследовали его дочери Мария и Татьяна. В 1850-е гг. они открыли номера или постоялый двор средней руки. Здесь останавливались командированные чиновники из уездных городов и небогатые помещики, приезжавшие в Симбирск из имений. Мария Герасимовна скончалась в 1856 г., и единственной владелицей усадьбы стала её сестра.
Во время страшного Симбирского пожара 1864 года усадьба Жидковой, как и почти вся окружающая застройка, полностью сгорела. Для самой 68-летней Татьяны Герасимовны холодная зима в выгоревшем городе стала последней. Она простудилась и умерла в апреле 1865 года. «Пустопорожнее угловое усадебное место» на пересечении Мартыновой улицы и Завьяловской площади унаследовала её племянница Александра Петровна Жидкова.
Новая хозяйка сгоревшей усадьбы сразу заказала проект деревянного дома с мезонином и холодными службами. Проект утверждён 11 августа 1865 г., тогда же получено разрешение городской управы на постройку, и в начале следующего года новый дом был возведён. Сразу после этого, в марте 1866 г., А.П. Жидкова продала усадьбу на Мартыновой улице дворянину Дмитрию Ивановичу Смирницкому, который позже служил экономом пансиона при Симбирской мужской гимназии.
Смирницкий использовал дом как доходный: жильё сдавалось внаём. С 1879 по 1890 год здесь снимал квартиру Аполлон Аполлонович Коринфский (1866-1937) – известный поэт, публицист, переводчик, этнограф; внук архитектора Михаила Петровича Коринфского.
В феврале 1893 г. Варвара Петровна Смирницкая, вдова коллежского асессора Д.И. Смирницкого, продала усадьбу отставному унтер-офицеру Ионе Харитоновичу Харитонову. Новый владелец пристроил к дому бакалейную лавочку, возвёл брандмауэр, обновил ограду с воротами. Сам же угловой дом был капитально отремонтирован. Изменился его внешний вид: старая наружная обшивка заменена новой с ажурной пропильной резьбой. В таком виде, почти без изменений, дом № 2/3 на углу улицы Радищева и бульвара Пластова сохранился до настоящего времени. Хотя, конечно, изрядно постарел. Но держится, и обитателями не покинут.
А в 1904–1905 гг. И.Х. Харитонов построил на своём участке, к северу от углового дома, ещё один деревянный дом – двухэтажный. Его доныне называют «домом Харитоновых». Но сам Иона Харитонович с большой семьёй жил в старом угловом доме, а новый стал доходным – сдавался квартирантам. С апреля 1905 по февраль 1906 г. в недавно построенном доме снимал квартиру Дмитрий Ильич Ульянов. Благодаря этому дом № 2а по ул. Радищева в 1969 г. получил статус охраняемого памятника истории. Сегодня статус ОКН не спасает давно брошенное на произвол судьбы здание от наглядно видного умирания. Но, по крайней мере, защищает его от сноса под застройку лакомого места очередным коммерческим объектом.
Сам Иона Харитонович был личностью необычайно интересной. Начнём с того, что он принимал самое деятельное участие в общественной жизни Симбирска. И.Х. Харитонов являлся членом попечительства о семьях военнослужащих; членом правления и заведующим хоз. частью Симбирского добровольного пожарного общества; входил в состав ряда других общественных и попечительских организаций. Именно за эту активную деятельность отставному унтер-офицеру было присвоено звание личного почётного гражданина.
Но главной страстью Ионы Харитоновича была живопись. Конечно, он не имел художественного образования, не входил в число официально признанных живописцев, не вращался в академических кругах. Был самоучкой, что называется – самородком. В общем-то, живопись была ремеслом Харитонова, которым он зарабатывал на жизнь. Пользуясь в городе славой хорошего рисовальщика, он выполнял заказы на интерьерную роспись, изготовление вывесок и т. п.
Однако, рутинная работа кустаря-рисовальщика не удовлетворяла Иону Харитоновича, имевшего несомненный дар живописца. «Для души» он рисовал портреты, пейзажи, натюрморты… Мне не довелось видеть работы И.Х. Харитонова, но современники отмечали их достаточно высокий для самоучки уровень. Его не раз привлекали к работам по росписи симбирских храмов. А многие купцы и другие состоятельные обыватели заказывали Харитонову «настоящие картины» для украшения интерьеров своих домов.
Иона Харитонович скончался в 1914 году. При вступлении в права наследства его вдова Мария Ивановна и дети составили опись домашнего имущества, в т. ч. написанных Харитоновым живописных полотен. Это: «… картин больших, писанных масляными красками, в багетных рамах – 70, таких же картин малых размеров – 22, разных картин без рам – 45». Итого: 137 картин, хранившихся дома у художника. Целая картинная галерея! И это не считая тех полотен, которые И.Х. Харитонов рисовал на заказ, подарил или продал.
Дочь симбирского художника Валентина Ионовна Харитонова (1903-1986) пошла по стопам отца. В родном городе она училась в студии Дмитрия Ивановича Архангельского, потом в художественном техникуме «Музизо», а в 1928 г. окончила Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум. Член Союза художников СССР с 1947 г.
Жила Валентина Ионовна в старом угловом отцовском доме (ныне № 2/3) в начале улицы Радищева. В 1940-х – 1970-х гг. она была известной в Ульяновске художницей, принимала участие во многих выставках. И сейчас работы В.И. Харитоновой хранятся в фондах Ульяновских областных художественного и краеведческого музеев. Многие её картины запечатлели виды Ульяновска: Волжскую пристань, Старый Венец, улицы города и др. Детальное изображение уголков былого «города, которого нет», придаёт картинам особую ценность. В последние годы несколько работ В.И. Харитоновой экспонировались на тематических выставках. А вот персональной выставки художницы не припомню. Хотелось бы увидеть в будущем. А если бы в экспозицию удалось включить и картины Харитонова-старшего – это было бы замечательно. Он, кстати, тоже рисовал уголки Симбирска и окрестностей.
Другие дети Ионы Харитоновича и Марии Ивановны Харитоновых тоже получили хорошее образование, а некоторые добились немалых успехов. Так, сын Владимир в 1905 г. окончил с золотой медалью Симбирскую гимназию и поступил на математичесутй факультет Санкт-Петербургского университета.
А его сын (внук Ионы Харитоновича) – Андрей Владимирович Харитонов – стал известным учёным-астрономом. Он часто бывал в Ульяновске и передал в Краеведческий и Художественный музеи немало картин, фотографий и предметов, принадлежавших Ионе Харитоновичу и семье Харитоновых.
* * *
На этом завершим рассказ (очень краткий) об усадьбе на углу Мартыновой улицы и Завьяловской площади, живших там людях, о симбирском художнике-самоучке Ионе Харитоновиче Харитонове и некоторых его потомках. А в заключительной части поговорим на менее приятную тему – о перипетиях, выпавших на долю одного из бывших домов усадьбы Харитоновых – доме № 3а по улице Радищева. Сразу хочу оговориться, что изложить эту историю полностью не смогу. Описанные ниже события происходили около 10 лет назад, многих подробностей уже не помню, а в старых сообщениях местной прессы удалось найти не всё. О чём-то, возможно, совсем не писали, какие-то публикации не сохранились. Буду благодарен, если кто-то дополнит.
До начала XXI века ничто, казалось, не предвещало беды. Оба бывших дома усадьбы Харитоновых (ул. Радищева, 2/3 и 2а) были жилыми, являлись объектами культурного наследия (с 1969 и 2019 г.) и поддерживались владельцами в неплохом состоянии.
Но уже в 2013 г. Комитет (ныне Управление) по охране объектов культурного наследия озаботился состоянием дома № 3а, в котором жил Д.И. Ульянов:
«В настоящее время данный объект находится в недопустимом состоянии, меры по ремонту и реставрации собственником не принимаются …».
В то время, при Ш.М. Хаутиеве, к работе Комитета тоже было немало нареканий. Но и сказать, что он не занимался охраной ОКН или делал это формально, спустя рукава, было бы неверно.
Комитет обратился в суд с иском о понуждении собственника заключить охранное обязательство и привести здание в надлежащий вид. Ленинский районный суд иск удовлетворил.
Тогдашняя собственница дома – 75-летняя бабушка, вдова внука И.Х. Харитонова – средств на ремонт не имела. В силу сложившихся обстоятельств она была вынуждена выставить дом на продажу. Об этом – о решении суда и о планах продать дом – в Ульяновске много говорили и писали. Сообщения появились во всех местных СМИ. Это теперь плачевное состояние ОКН стало настолько привычным явлением, что почти не вызывает интереса. А тогда подобные ситуации были ещё в диковинку. Опасались, что дом купят застройщики и снесут. Но, как и следовало ожидать, желающих приобрести ветхий дом, обременённый охранными обязательствами, и вложить деньги в реставрацию не нашлось. Шум скоро утих, и всё осталось по прежнему. Не могу сказать, было ли подписано охранное обязательство, но никаких ремонтных работ не проводилось.
В начале 2016 года Департамент (бывший Комитет) по охране ОКН направило исковое заявление в суд об изъятии из частной собственности дома № 3а по ул. Радищева – объекта культурного наследия регионального значения. Отмечалось, что собственнику неоднократно направлялись уведомления о «принятии мер по сохранению здания, находящегося в неудовлетворительном состоянии». Однако, «собственник с 2009 г. не принимал никаких мер по сохранению здания, игнорировал требования действующего законодательства». До этого суд уже рассматривал дело об изъятии этого дома у собственника. Но в удовлетворении иска тогда было отказано в связи с отсутствием сведений обо всех собственниках домовладения.
К тому времени собственник вновь сменился. Вероятно, дом перешёл по наследству. В одной из публикаций писали, что владельцы живут за пределами РФ, на обращения не отвечают, и воздействовать на них невозможно. А Департамент по ОКН в начале 2016 г. сообщал, что дом 3а по ул. Радищева «находится в собственности физических лиц, проживающих в Ульяновске, Москве и в Республике Казахстан».
В марте 2016 г. (после подачи иска в суд) в одном из местных СМИ появилась информация, что собственник (который?) подписал обязательство провести ремонт и реставрацию дома.
Тем не менее, иск, видимо, не отозвали. По крайней мере, в одной из публикаций 2016 г. сообщалось о назначении даты судебного заседания. А потом – тишина. Никаких сообщений о судебном разбирательстве и решении не нашёл. И в памяти ничего подобного не осталось. Может, дело не рассматривалось? Скажем, из-за подписанного обязательства или из-за неявки ответчика. Или в удовлетворении иска отказали? Не могу сказать. Но если бы здание изъяли у собственника, об этом бы обязательно сообщалось. Хотя и в этом случае вряд ли что-то изменило бы. Ведь за изъятием объекта культурного наследия следует выставление его на торги. А это мы уже проходили. Скажем, на примере «дома под тряпкой» на ул. Ленина, 138. Кто же позарится на исторические руины и будет готов вложить немалые средства в их восстановление? Вот если бы можно было использовать место под застройку… Тогда, конечно, покупатели сразу нашлись бы. А городскому и областному начальству эти здания не нужны.
С тех пор над домом № 3а по ул. Радищева – бывшим домом художника Ионы Харитонова, в котором квартировал брат Ильича, объектом культурного наследия – царит мёртвая тишина. Никаких сообщений, решений, действий. Дом приближается к последней степени разрушения. Как ещё стоит? К зиме кто-то «заботливо» закрыл разбитые окна плёнкой. Но уже в середине зимы она повисла клочьями, обнажив зияющую пустоту оконных проёмов. Страшно подумать, что творится внутри.
И невольно думаешь: а может, и правда лучше его снести, чтоб не позорил город? Но не слишком ли много пришлось бы сносить? Ульяновск ныне наполнен руинами «охраняемых государством» исторических зданий. Пройдите по любой улице в историческом центре, и вы увидите брошенные, умирающие старые дома с охранными табличками или без таковых. И мы проходим, торопясь по своим делам, мимо бывшего дома Харитоновых, других уцелевших осколков симбирской старины, и уже не удивляемся мрачной картине запустения и разрухи. Привыкли.
Симбирск. Мартыновая улица. Справа два дома усадьбы И.Х Харитонова.
Открытое письмо; изд-во маг. «Семья и школа», Симбирск. 1910-е гг.
Ульяновск. Улица Радищева. Справа на переднем плане два бывших дома усадьбы Христофоровых (№ 2/3 и 2а).
Фото С.Л. Сытина. 1965.
Журнал «Мономах», 2008-2.
Ул. Радищева, 2а. Быв. дом Харитоновых. Фото из архива Г.Н. Фёдорова. 1974.
https://hautiev-sh.livejournal.com
Ул. Радищева, 2а. Быв. дом Харитоновых. Фото из архива Г.Н. Фёдорова. 1974.
https://hautiev-sh.livejournal.com
Улица Радищева, 2а. Фото М.А. Травиной. 1985.
ГИММЗ «Родина В.И. Ленина».
Улица Радищева, 2а. Фото М.А. Травиной. 1985.
ГИММЗ «Родина В.И. Ленина».
Ул. Радищева, 2а. Вход с козырьком. Фото М.А. Травиной. 1985.
ГИММЗ «Родина В.И. Ленина».
Ул. Радищева, 2а. Фото А.Ю. Шабалкина. 25 февраля 2024 г.
«Охраняется государством?»
Ул. Радищева, 2а. Фото С.А. Падерина. 28 апреля 2024 г.
Ул. Радищева, 2а. Входная часть дома. Фото С.А. Падерина. 28 апреля 2024 г.
Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer