Как общепит примирить с духовными скрепами (предложения по развитию парка и историко-культурного туристического центра «Национальная деревня»)
Этот парк «Победа» шашлыком пропах…
Парк очень популярен среди жителей города. Это видно по количеству аттракционов, которые как грибы после дождя растут вдоль центральной аллеи. Если есть люди – значит, есть и потребность в местах, где можно перекусить. Как решается этот вопрос – можно увидеть на фото. Однако есть проблема – мусорная визуальная среда, которую создают кафе. Они находятся на главном входе рядом с триумфальной аркой и в конце аллеи рядом с музейной экспозицией, посвященной труженикам тыла в годы ВОВ. Эта среда искажает высокие смыслы, без которых парк с названием «ПОБЕДА» не может существовать.
Бардак и форменное безобразие. Однако есть тенденция на значительное увеличение количества посадочных мест общепита в современных городских парках. Также есть опыт цивилизованного решения проблемы – создание обособленного от мемориальной зоны фудкорта из нескольких ресторанных двориков.
Вопрос – где его разместить?
Национальная деревня. История забытого проекта
Примерно 15 лет назад моя мастерская работала над концепцией «Национальной деревни». В то время по стране распространилась мода на этнографические (другое название – фольклорные) деревни. В некоторых регионах такие деревни даже успели построить. Примером послужил Оренбург, такой же многонациональный регион, как и Ульяновская область.
Суть проекта – создание из нескольких национальных подворий «Национальной деревни» — историко-культурного туристического центра, который должен знакомить посетителей с традициями, особенностями быта, архитектуры, национальной кухней и костюмами разных народностей, проживающих в Ульяновской области. Для этого город выбрал участок площадью около 2.5 га в парке «Победа».
Однако за прошедшие годы было построено только одно Чувашское подворье. Проект не состоялся. Многое за эти годы изменилось, в том числе отношение к национальной политике. Появилась потребность в проектах, которые объединяют людей, позволяют проводить совместные мероприятия и праздники, стимулируют общение представителей разных национальностей.
Национальная деревня. Как реанимировать проект
Рано или поздно нам всё же придется привести в порядок главный вход в парк, реставрировать Триумфальную арку, и решить вопрос с кафе. Сейчас там жуткий бардак. Можно рассмотреть возможность реанимации проекта «Национальной деревни» и создать в ней большую зону фудкортом, которая будет частью парка. Территория несостоявшейся деревни – единственное место, куда можно переместить точки общепита из мемориальных зон парка. Чтобы сделать эту территорию привлекательной как с культурной, так и с коммерческой точек зрения нужно объединить в рамках одного комплекса несколько разных форматов:
Фольклорная деревня должна сохранить свой уникальный колорит и стать привлекательным местом для туристов. Однако концепцию разделения на участки необходимо пересмотреть, учитывая многонациональный состав региона. Сейчас в деревне всего 9 участков, соответствующих количеству автономий, но это не отражает всего многообразия культур, представленных в регионе. Кроме того, концепция бизнеса, которая была разработана 15 лет назад, оказалась неэффективной. Каждый из 9 участков рассматривался как отдельная бизнес-единица с небольшим музеем в качестве культурного довеска. Однако найти девять равнозначных инвесторов не удалось. Чтобы решить эту проблему, можно рассмотреть возможность привлечения одного крупного инвестора или пула инвесторов, готовых вложить средства в развитие всей деревни. Это позволит создать единую концепцию для всей деревни, а не только для отдельных участков. Многонациональный колорит комплекса должен быть сохранён и проявляться в различных аспектах: национальной архитектуре, кухне, одежде, музейных и уличных экспозициях, стрит-арте, типографике, музыкальном оформлении, инсталляциях на тему народных сказок, песен, книг и притч, топиарном искусстве, сувенирах, праздничных обрядах.
Парковый фудкорт «Кухни народов России и мира» — это улица в центре деревни, на которой расположены павильоны с большими летними навесами и киоски, выполненные в национальном стиле. Павильоны также имеют выходы во внутренние дворики, где могут находиться сувенирные лавки, мастерские ремесленников, музейные экспозиции и так далее. Улица предназначена для проведения фестивалей уличной еды, а территория должна быть проницаемой и удобной для передвижения в разных направлениях.
Фестивали уличной еды.
Зимой ледовый каток — это всегда интересно. А в парках фудкорты обычно пользуются популярностью летом. Но что, если продлить сезон и сделать парк привлекательным и зимой? Решение простое: можно устроить ледовый каток прямо в фудкорте! Для этого идеально подходит пешеходная зона, которая проходит по всей деревне.
Соучаствующее проектирование и риски в реализации идеи
Соучаствующее проектирование – это вовлечение всех интересантов проекта с самого начала, с зарождения проекта. Вовлечение всех интересующихся лиц, всех пользователей проекта. Это процесс, который генерирует совместные идеи по тому, каким быть общественному пространству, каким быть общественному проекту.
Очевидно, что горожане не принимают застройку, которая появилась в последние 10–15 лет. Красивые картинки, которые рисуют визуализаторы, мало кого убеждают в том, что ситуация изменится к лучшему с учётом мнения разных групп населения. Чиновники остаются прежними, инвесторы не изменились, да и архитекторы вряд ли станут другими.
Можно и дальше продолжать привычную для города практику повышения градуса недовольства жителями градостроительных проектов, а можно пойти по другому пути и начать развивать КУЛЬТУРУ СОУЧАСТИЯ – партиципацию. То есть – запустить процедуру вовлечения горожан в проектирование не манипулятивно, а по-настоящему, в соответствии с имеющимися утверждёнными правилами и рекомендациями.
Есть такой документ:
СТАНДАРТ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Подготовлен Центром городских компетенций Агентства Стратегических Инициатив совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Москва 2020 г.). Внедрение в практику такого стандарта должно уменьшить конфликты между жителями, застройщиками и властью, минимизировать ошибки в проектах.
Участники вовлечения жителей и организаций города в развитие
общественных территорий: 1. Жители города: частные лица, группы горожан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, неформальные сообщества и объединения, ТСЖ, ТОС и т.д.
2. Бюджетные организации, институты культуры, религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, вузы, библиотеки, музеи, театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т.д.
3. Предпринимательское и бизнес-сообщества: самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т.д.
4. Экспертное сообщество: эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры, археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строители и др.
5. Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты местного самоуправления, региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды).
Насколько в Ульяновске реалистичен вариант организации управления проектом с реальным, а не бутафорским вовлечением жителей, организаций и сообществ – сказать трудно, но если просто всю территорию отдать одному или нескольким инвесторам, точно ничего культурного и социального не получится. Для реализации сложных проектов требуются комплексные управленческие решения.
Все знаковые и масштабные проекты ревитализации территорий осуществляются по инициативе или при участии городских властей. Как правило, это обеспечивает единую стратегию развития городской территории, управление проектом. В мировой практике используют широкий спектр моделей реализации масштабных проектов развития территорий с множественной структурой собственников. Все перечислять не буду, но в нашем случае без формирования управляющей компании (с участием органов государственной власти или самоуправления), пожалуй, не обойтись.
Для справки
Ресторанный дворик в Кусково. На территории парка «Кусково» продолжают сборку павильонов ресторанного дворика в стиле русского зодчества с применением материалов из дерева, а также резных элементов из него. Ранее на этом месте была заасфальтированная площадка. В самом парке располагалось несколько нестационарных точек, где продавали мороженое и кофе, однако они не справлялись с запросами посетителей, численность которых в выходной день могла превысить 10 тысяч человек.
Фольклорная деревня Ли и Мяо — одно из самых популярных туристических мест на острове Хайнань. Искусственно воссозданные поселения позволяют туристам познакомиться с традициями, обычаями и образом жизни людей, населяющих остров, а также окунуться в атмосферу, царившую на Хайнане несколько столетий назад.
Деревня разбита на 3 зоны:
развлекательный парк;
стилизованная деревня народности Ли;
стилизованная деревня народности Мяо.
На территории деревень построены дома из глины, бамбука и травы. Деревни не являются жилыми. Все обитатели — это сотрудники туристического комплекса, которые каждое утро приходят на работу, а вечером уходят домой.
Фольклорная деревня Букчон-Ханок. Аллея традиционных домов – путешествие во времени. традиционные ханоки реконструированы как культурные центры, гостевые дома и гостиницы, рестораны и чайные домики. Причина увеличения числа кафе Ханок в том, что они предлагают посетителям время насладиться едой и напитками, одновременно знакомясь с традиционной архитектурой. Более того, некоторые ханоки переоборудованы в мастерские для художников и дизайнеров. Эти молодые люди покупают и ремонтируют старые ханоки из экологически чистых материалов. Другие мероприятия включают велотуры, фотосессии и прокат корейской традиционной одежды.
Фестиваль стрит фуда
Дубай. Ярмарка глобал виллидж. В центре ярмарки фудкорт, сцена и амфитеатр. торговля внутри деревень, огромные парковки по периметру. На участок -входной портал, внутри дворик с периметральными бутиками.