Ульяновский речпорт запланировал вложить более 100 млн рублей в обустройство новых складов. Об этом на штабе по комплексному развитию города рассказал директор Регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства Руслан Гайнетдинов. По его словам, статус логистического центра может принести региону большую прибыль: для этого нужно использовать потенциал речных и железнодорожных перевозок с ориентацией на страны Ближнего Востока.
На прошлой неделе делегация Ульяновской области во главе с губернатором Алексеем Русских вернулась с форума «Россия – Исламский мир: KazanForum», где был представлен логистический проект «Средняя Волга – Персидский залив». По словам Гайнетдинова, это важная часть международного транспортного коридора «север-юг», который начинает активно развиваться с прицелом на страны Ближнего Востока – Афганистан, Иран, Ирак, Саудовскую Аравию. Структура стран, с которыми наш регион связывают экспортные отношения, за два последних года значительно изменилась, и сейчас упор делается на восточное направление.
– Нужно развивать основные отгрузочные площадки – речные, контейнерные. В советское время ульяновский речпорт перевозил 12 млн тонн грузов в год; сегодня объем перевозок всех астраханских портов – 5 млн тонн. Нужно менять и модернизировать оборудование, но пока у бизнеса, работающего на Волге, нет понимания о регулярных судозаходах и грузоперевозках. Государству нужно «раскатать» это направление. Мы общались с владельцами портовых комплексов и они говорили, что сами вложились бы в развитие, если бы были гарантированные судозаходы, – пояснил Гайнетдинов.
Для обновления портов нужны серьезные инвестиции. Один небольшой погрузочный комплекс с кранами стоит более 150 млн рублей. Плюс к этому нужно увеличивать мощности хранения, особенно для пищевой и зерновой продукции.
– Ульяновский речной порт запланировал большую программу инвестиций – более 100 млн рублей будут вложены в новые средства хранения. Нужно их поддерживать и помогать проектами, это залог успешной внешней торговли. Наше преимущество – не только в том, что регион сам выпускает промышленную продукцию, но и перевозка товаров других производителей. Уже подписаны соглашения с регионами, расположенными чуть севернее и западнее, не имеющими выхода к Волге. Развитие логистического хаба – наша стратегия, – уверен руководитель Регионального центра.
Частный пример реализованного проекта экспорта продукции на Ближний Восток – продажа продукции «Симбирскмуки». Предприятие поставляет каждый месяц 1,5 тысячи тонн товарной муки на границу Ирана и Аербайджана, откуда она отправляется в Афганистан. В апреле завершился второй этап переговоров с партнерами: достигнута договоренность о поставке ульяновской муки в другую часть Афганистана через Узбекистан.
Гайнетдинов озвучил планы активнее использовать пока еще не раскрытый для экспорта потенциал железных дорог. На следующей неделе ульяновцы отправятся в Азербайджан – договариваться об организации прямых блок-поездов с продукцией из Ульяновска (в них все вагоны перевозят одни и те же товары в контейнерах и отправляются из одного и того же пункта отправления в одно и то же место назначения, без переформирования в пути по железной дороге).
– Для этого важно развивать контейнерные мощности и площадки, в содружестве с РЖД. На пока единственной в городе площадке «Ульяновск-3» мы можем собирать лишь один поезд в месяц, больше – уже проблема. Надо смотреть, где можно добавить мощности для погрузки, хранения контейнерного парка. С учетом подписанного соглашения о формировании агрохабов, это наше будущее: если даже мы не успеем нарастить свое производство, можем заработать много за счет торговли промышленной продукцией из других регионов, – пояснил Гайнетдинов.
Экспортный товарооборот в Ульяновской области, по итогам первых двух месяцев 2024 года, вырос на 26% по сравнению с тем же периодом 2023-го, а прямой экспорт увеличился на 37%. Торговыми партнерами региона в прошлом году стали более 85 стран. В числе крупнейших – Казахстан, Китай, Афганистан, Беларусь, Таджикистан, Венгрия, Киргизстан, Турция, Монголия, Азербайджан.
Ульяновская область экспортирует минеральные продукты, машины, оборудование, транспортные средства, продукцию химической и пищевой промышленности, АПК, металлические конструкции, мебель, предметы интерьера, строительные материалы. В регионе рабртает 600 компаний-экспортеров, 70% которых зарегистрированы в Ульяновске.
– Ульяновская область по традиции считается регионом с высоким коэффициентом неэнергетического и несырьевого экспорта. У нас нет большого количества ископаемых, нефти мы тоже уже не накачаем. Это говорит о высокой промышленной производительности, что является нашим коньком в экспорте, – резюмирует Гайнетдинов.