В речном порту планируется провести реконструкцию инфраструктуры. Обновят то, что фактически ни разу не ремонтировалось с момента постройки – середины 60-х годов. В нормальное состояние приведут причальные сооружения, есть намерения отремонтировать вокзальный комплекс. Рассказываем об истории речпорта, планах на него и перспективах. Ульяновский речной порт занимает площадь 19,2 гектара. Глубина у причальной стенки – 4-5 метров, что позволяет принимать суда класса «Река-Море» с осадкой до четырех метров. К шести пассажирским причалам могут приставать трех- и четырехпалубные пассажирские суда. В 80-е годы прошлого века объем погрузоразгрузочных работ исчислялся миллионами тонн, к порту были приписаны, в числе прочих, суда на подводных крыльях, которые курсировали до Казани и Куйбышева. В начале 90-х все суда на подводных крыльях списали, прекратились регулярные пассажирские перевозки, но грузовой порт продолжал работу. В 1993-м его зарегистрировали как ОАО. До прошлого года причальные сооружения речпорта находились в собственности Росмущества. Это мешало развитию водного туризма. Федералы ввели высокую арендную плату, из-за чего стоимость причаливания в Ульяновском речпорту была неконкурентоспособной с другими волжскими городами (в Татарстане, например, аренда субсидировалась). Несколько лет назад заход для теплохода на час стоил примерно 30 тысяч рублей, плюс нужно было доплачивать по 3-4 тысячи за последующие часы. Дошло до того, что две круизные компании заявили, что в Ульяновск они заходить не будут. Региональные власти субсидировали арендную плату федералам, в итоге теплоходы вернулись. В прошлом году Ульяновский речпорт смог выкупить причальную стенку через торги, как арендатор. Теперь речь идет о реконструкции инфраструктуры. Программа рассчитана на 2-3 года, в нее включено обновление перрона и, скорее всего, речного вокзала. Какую сумму планируется вложить и во что именно, пока не озвучивается: руководство речпорта оперативно на запрос Улпрессы не ответило (ответ после получения опубликуем). Причальная площадка
Речной вокзал в Ульяновске открыли 29 мая 1965 года. Проект разработал институт «Ленгипроречтранс», главный инженер – архитектор Тимофей Садовский, конструктор – Борис Семин. Вот что писала «Ульяновская правда» 26 мая 1965 года:
Почтовая карточка «Речфлот». Подробно об истории репорта можно прочитать здесь и здесь. Сейчас на ульяновском речном вокзале работают лишь кассы. В целом здание выглядит более-менее прилично, хоть и потрепано временем. В 2022 году ульяновский дизайнер, основатель бренда женской одежды KUZINA Ирина Малова показала, что речной вокзал использовать можно и нужно: она представила в здании новую осенне-зимнюю коллекцию, вдохновленную советским детством. Получилось красиво. Потенциал у объекта по-прежнему большой. Фото со страницы KUZINA ВКонтакте Но местами открывается суровая реальность – ремонт нужно делать срочно, как бы чего не случилось. Фото из комментариев Телеграм-канала Улпрессы Туристы периодически критикуют состояние речного вокзала. Последний случай – история с туалетами, которые привели гостей города в ужас. К сожалению, красивые виды Волги впечатление не нивелируют. Отзывы из Яндекс Карт
Раньше речной вокзал был транспортным узлом: здесь люди ожидали прибытия «Метеоров» или теплоходов. Добраться до речпорта можно было на общественном транспорте. После того, как пассажиров возить практически перестали (лишь в 2008 году был открыт проект «Симбирская гавань» и начались прогулочные рейсы по Волге), порт оказался не нужен. Сейчас он выполняет функцию билетной кассы. Но если трафик будет расти, объект может ожить. Разумеется, при определенных вложениях.
По его мнению, на речном вокзале должно быть, как минимум, нормально обустроенное пространство для ремесленников – чтобы сувениры могли купить все желающие. Плюс кафе или ресторан – чтобы, например, пассажиры круизных теплоходов, которые не едут в город с экскурсией, могли перекусить с красивым видом на Волгу. Для ульяновцев такое питейное заведение тоже могло бы быть интересным, если бы речпорт имел нормальную транспортную доступность. Сюда не ходят маршрутки, по лестнице идти долго (а подниматься еще и тяжело). Можно, конечно, вызвать такси, но это дополнительные траты. В любом случае рестораторы смотрят на трафик и открывают заведения, а не наоборот. Так что о перспективах нужно думать «всем миром». У ульяновских властей на речпорт в разные годы были разные планы: В сентябре 2017 года заговорили на презентации второго этапа реализации проекта «Музей СССР» директор Агентства по туризму Юлия Скоромолова рассказала, что «модернизация центральной части города включает в том числе новый речной вокзал на Волге от частного инвестора». В начале 2017 года губернатор Сергей Морозов озвучил намерение вернуть речпорт в государственную собственность. Весной 2017 года было заявлено, что «на стадии обсуждения находится проект нового пассажирского порта в Ульяновске, нацеленный, в том числе, на то, чтобы разделить грузовые и пассажирские перевозки». Проектное предложениее предусматривало строительство пассажирского речного вокзала III категории вместимостью 500 человек с залом ожидания, кассами, медпунктом, справочным бюро, кафе. В конце 2018 года губернатор Сергей Морозов снова предложил вернуться к этому вопросу и дал поручение найти площадку под речной вокзал главе МБУ «Стройзаказчик» Александру Шканову. «То ли это будет центральный пляж, участок ближе к насыпи, либо какой другой — не знаю», — рассказывал тогда Шканов. В феврале 2020 года на II Форуме-выставке «Москва. Порт пяти морей» председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин рассказал о планах реализовать инвестпроект по строительству в Ульяновске современного речного вокзала с благоустроенной набережной реки Волги, оснащённой причалами для туристических судов. Также речь шла о развитии центрального пляжа и создании центра пляжного спорта, устройстве водного оздоровительного комплекса, создания современной лодочной станции на Волге и обустройства пространства для любителей парусного спорта. В сентябре 2020 года городские власти обсуждали проект архитектурной мастерской «Симбирскпроект» по благоустройству парка «Приморского», прилегающего к речпорту. Всего было разработано четыре этапа работ, во время первого планировали провести работы на территориях гранитной лестницы – бывшего спуска от станции «Ульяновск-2» к речпорту и на зонах, прилегающих к яхт-клубу и песчаной косе. В 2022 году было заявлено о возведении к 2028 году новой верфи. «В Ульяновске планируется организовать строительство речных судов для гражданского флота. В этих целях в текущем году стартует реконструкция речного порта», – сообщали городские власти. Речь шла о производстве по выпуску и ремонту барж, понтонов, грузовых судов, буксиров-толкачей, средств механизации, а также прогулочных теплоходов, яхт, катеров и лодок. По проекту за год на «Ульяновских верфях» должны выпускать по пять барж или понтонов и ремонтировать по 16 судов различного класса. |
|