Несмотря на гармонию жанра на площадках делового форума в Ульяновске кипели жаркие споры. Их общую тему можно обозначить почти риторическим вопросом: “Как услышать время и сохранить наследие, да еще и заработать на этом денег?”


Фото: Ирина Чечурина.

Эксперты отрасли, а это около сотни представителей креативных индустрий, федеральной и региональной власти, институтов развития, фондов, исследовательских компаний и, конечно, музыкантов, не только не сглаживали, но и акцентировали существующие проблемы.

Почему в России, стране исконно поющей, нет своих новых песенных хитов? Как противостоять нарушению авторских прав и распространению нелегального контента, в результате которых доходы музыкантов падают, а качество музыки снижается? Когда будет создано отечественное программное обеспечение для звукозаписывающей индустрии? Почему современные хипхоперы не обходятся в своем творчестве без ненормативной лексики? В связи с последним некоторые даже предлагали вводить цензуру, ибо “мат в публичной плоскости – это нарушение закона”. Но другие, более убедительно доказывали, что авторов надо культурно образовывать, чтобы включалась самоцензура, а не окрик власти.

Несмотря на существующие в отрасли проблемы, эксперты отмечали благоприятную ситуацию, сложившуюся в нашей стране для развития музыкальной индустрии. Перед российскими музыкантами в условиях санкций, открылись большие возможности для творчества, обретения своего слушателя и, как следствие, зарабатывания денег. Но в то же время, в детской и подростковой среде, например, наблюдается рост популярности корейской музыки, шагнувшей туда из видеоигр и аниме. Поэтому стоит насущная задача создания конкурентоспособного отечественного продукта для молодежи?

Поскольку музыка, была заявлена на форуме как индустрия, то есть бизнес, то вполне логично звучали вопросы налоговых льгот и различных видов бюджетной поддержки со стороны власти всех уровней. А также и частное замечание, что при отмене выступления артистов в том или ином регионе (часто без внятного объяснения причин) убытки несут концертные площадки и исполнители. Никаких компенсаций им в такой ситуации не предусмотрено. Но общим мнением профессионального сообщества было то, что государству всегда разумно поддерживать то, что имеет и собственные ресурсы развития. И таких примеров на форуме было приведено много.

По самым скромным подсчетам, более 20 млн человек слушают музыку только на стриминговых платформах, и этот показатель каждый год увеличивается в полтора-два раза, во многом за счет молодой аудитории. В целом же музыкальная индустрия России имеет все шансы расти в 2-3 раза ежегодно. Уже сегодня 44% россиян платят за музыку:

– Мне кажется, что это огромный успех креативных индустрий, – констатировал гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Только 56% ни одним из способов монетизации не пользуются. Понятно, что покупка билета на музыкальный концерт – это самая распространенная форма монетизации. На втором месте – оплата подписки на музыкальные стриминговые сервисы, кстати, это явление последних нескольких лет, но уже достаточно прочно распространившееся в жизнь.

На сегодняшний день в стране создана целая система поддержки молодых талантливых музыкантов: открываются продюсерские центры по продвижению, появляются образовательные программы, музыкальные резиденции, в которых начинающие музыканты могут набраться опыта, установить контакты с продюсерами и продвинуть свою карьеру. Развиваются стриминговые платформы, благодаря которым снижается порог входа в индустрию.

При этом, несмотря на “цифровизацию” бытия, включая потребление музыки через смартфоны, живые встречи зрителей с кумирами не теряют своей популярности. Оттого стабильным остается число посетителей концертных залов и фестивалей. Только Грушинский фестиваль бардовской песни под Самарой в прошлом году посетило более 70 тыс. человек, что не могло не сказаться на росте экономики и сопредельных с культурой отраслей. Обмену опытом регионов “Как сделать музыкальное творчество коммерческим проектом?” было посвящено сразу несколько панельных дискуссий форума.

Участникам также были представлены и другие успешные проекты интеграции музыки с другими индустриями: кино, производство видеоигр, сотрудничества с академическими музеями, продвижение брендов и даже создания доброжелательной среды отдельных объектов и целых городов.

Одним из ключевых аспектов деловой программы стало обсуждение сохранения и популяризации музыкального наследия. Казалось бы, что в этой области нет и не может быть проблем. Бюджет повсеместно поддерживает филармонии и оперные театры, а госархивы тщательно хранят все созданное в области музыки, от нот до аудио записей. Но реальность оказалась не столь гармоничной. Выяснилось, например, что фольклорные материалы, которые исследователи собирали многие годы, не являются предметом охраны, ибо у них нет автора. И хотя народные песни пользуются все большей популярностью не только в России, но и за рубежом, их первоисточники распылены по частным коллекциям и могут быть утрачены в любой момент. Нет средств на их оцифровку.

Да и благополучная классическая музыка нуждается сегодня в новых формах подачи слушателю. Притом образование в этой области нужно начинать в том нежном возрасте, когда ребенок еще не знает, что классика – это сложно, когда он просто наслаждается чудесными мелодиями. Эксперты поделились лучшими практиками пропаганды классической музыки и ее синергии с другими видами общественной жизни.

Среди участников форума “Креативная неделя – Музыка” было немало молодых исполнителей: тех, кто только пытается пробиться на музыкальный Олимп, и тех, кто уже имеет своего слушателя. Именно для них на форуме были организованы площадки, где обсуждались вопросы: какие факторы влияют на успех творца, можно ли добиться успеха в одиночку или стоит присоединиться к команде профессионалов, каковы преимущества и риски продвижения в интернет-пространстве?

Побывать на всех дискуссиях корреспонденту “Российской газеты”, да и другим участникам форума, не удалось, ведь они шли одновременно на трех-пяти площадках. Но каждый точно нашел в этой полифонии важное для себя. Единственное чего мне точно не хватило в этом творческом пространстве, так это самой живой музыки. Почему организаторы не использовали на полную катушку то, что зачастую говорит лучше всех слов, осталось моим немым вопросом.

Комментарии

Алексей Поддубный (Джанго), певец, композитор, общественный деятель:

– Я посоветую молодым музыкантам просто любить музыку и любить ее делать, писать хорошие песни. Это очень простая формула. Думаю, хорошие песни, которые будут резонировать со знанием, с душой слушателя, станут так или иначе известными. Будет ли это продвижение через продюсеров или через цифровые платформы – неважно. Главное – написать то, что передавало бы нерв современной жизни, душевный порыв. Я, к примеру, отстаиваю душевность русской песни.

Роман Емельянов, гендиректор холдинга “Европейская медиагруппа” и генеральный продюсер “Нового Радио”:

– Радио – живой организм, который меняется и реагирует на внешние “раздражители” – технологические инновации, изменившиеся запросы общества и многое другое. Сейчас наша аудитория становится более лояльной, что сказывается на увеличении ее восприимчивости и к эфирному продукту, и к рекламным сообщениям. Нельзя не отметить и изменение характера потребления эфирного контента. Все больше людей слушают прямой эфир радиостанций через интернет – это порядка 37% аудитории, умные колонки – их рост составил более 20% за год, и по телевизору с помощью Smart TV. Это дает всей индустрии толчок для дальнейшего креативного развития, поиска новых путей интерактивного контакта со слушателем и создания уникальных коммерческих кейсов.