Императорский мост нуждается в срочном капремонте: за последнюю неделю на переправе два раза чинили деформационные швы. Сегодня из-за оторвавшихся листов металла на мосту снова пробка, введено реверсивное движение. Городские власти уже заявили о подготовке документации для капремонта деформационных швов, однако эксперты считают, что это делу не поможет – нужно полное обновление дорожного полотна, вместе с плитами.
Проблема с деформационными швами для Императорского моста давняя. Еще в 2016 году дорожное покрытие отремонтировало (со скандалом – впоследствии было возбуждено уголовное дело) пензенское ООО «Магистраль». На работы потратили 13 млн рублей, но спустя всего полтора года на мосту образовались выбоины и колея.

В 2020 году мэрия заключила новый контракт с АО «Гипростроймост» на 14 млн рублей. ОАО «РЖД» тогда заменило деформационные швы, а «Гипростроймост» срезал старый и уложил новый асфальт. Этого хватило на четыре года.

В марте 2024-го о проблеме снова заговорили. Депутат Гордумы Петр Столяров отметил, что больше 50% швов на перекрытиях уже давно не соответствуют требованиям, а недавняя проверка показала, что сгнили нижние балки.

– Исследования показали, что балки сгнили На самом деле, нужно менять плиты, из-за которых проваливается асфальт. Не исключено, что нынешним летом Императорский мост закроют на ремонт, – заявил Столяров.

И «напророчил». 14 июня бригада МУП «Дорремстрой» при помощи сварки снова отремонтировала четыре деформационных шва на мосту. Но эти работы, по словам и.о. директора предприятия Сергея Рябова, «явление временное»:

– Требуется капремонт всех деформационных швов, – пояснил дорожник.

Напомним, какое-то время не было ясности, кто должен эти работы выполнять. Городские власти считали, что ремонт деформационных швов – задача РЖД, на балансе которых находится Императорский мост (четыре года назад именно они этим и занимались). В РЖД ответили, что это задача мэрии. В итоге подняли документы 2021 года: тогда между администрацией Ульяновска и Куйбышевской железной дорогой был утвержден регламент, который определил зоны ответственности и порядок выполнения текущих работ по содержанию мостового перехода. Ответственность за ремонт деформационных швов автомобильной части возложили на мэрию, а работы по капремонту деформационных между пролетных швов должен выполнять спецподрядчик, назначенный городским Управлением дорожного хозяйства и транспорта. В РЖД пояснили, что содержание автомобильной части моста является непрофильным и неиспользуемым в основной деятельности ОАО.

Сегодня в администрации Ульяновска заявили, что готовят проект капремонта деформационных швов.

– Из-за изношенности конструкции, пролётов, которые за долгие годы капитально не ремонтировались, участились случаи дефектов швов. Способствует этому и увеличившаяся нагрузка на мост, связанная с интенсивным автомобильным движением. После подготовки и согласования документа со всеми необходимыми ведомствами, проект будет запущен в работу, – сказал первый заместитель главы Ульяновска Сергей Мальченков.

Уже известна ориентировочная стоимость ремонтных работ – около 70 миллионов рублей. Источники финансирования, как уточнили в мэрии, будут определены совместно с правительством региона.

Поможет ли это? Эксперты считают, что вряд ли. Еще в 2019 году ГИБДД заявила, что Императорский мост не отвечает требованиям безопасности: «Колеи местами продавлены до плит. Необходимо менять покрытие и изношенные швы, выполнить покраску». Выход из сложившейся ситуации назвали только один – полная реконструкция моста, его капитальный ремонт. Тогда планировалось включить переправу в программу реконструкции и ремонта региональных и муниципальных мостов, которую разрабатывало Правительство РФ.

В итоге снова обошлись малым – просто отремонтировали асфальтовое покрытие и заменили деформационные швы. Дальнейшее развитие событий известно.

– Мост еще 15-20 лет назад нужно было обновлять «до основания». То есть, полностью убрать старые плиты, которые пришли в абсолютную негодность, заменить их новыми. Если вы проплывете под мостовым переходом, увидите торчащую арматуру, раскрошившийся бетон. Сколько ни клади на такие плиты новый асфальт, долго он не пролежит, тем более, при нынешней загрузке моста. А деформационные швы будут «рваться». Выход один – капитальная реконструкция. В идеале, обустройство более долговечной бетонной дороги. Это дорого (думаю, миллиард плюс), но другого пути нет. Все остальное – от лукавого, 70 млн будут потрачены впустую, – рассказал Улпрессе, на условиях анонимности, занятый в дорожном строительстве эксперт.

Интересный комментарий дал Андрей Елисеев («Хамло трамвайное»). По его данным, изначально вторая часть Императорского моста предназначалась для движения трамваев, а не автомобилей:

– Именно поэтому в 1954 году в городе и пустили трамвайное движение. Но потом, как всегда, что-то пошло не так, и мост решили приспособить под автомобили. А так как он не был предназначен для этого, пришлось нагрузку с железобетонных плит на пролёты передавать через промежуточный материал. Им стали деревянные брусья. Они гниют, плиты проваливаются.

Работы по реконструкции старого железнодорожного и строительству нового автомобильного мостов продолжались пять лет – с 1953 по 1958 гг. 10 августа 1958 года движение по новой части мостового перехода было торжественно открыто. Об этом можно прочитать здесь.