Ульяновск в очередной раз превратился в “гондольную столицу”: ливень затопил улицы во всех районах города, вода залила машины по крышу, смыла асфальт и промыла глубокие ямы. Сеть ливневой канализации в очередной раз не справилась с большим потоком воды. Городские власти планируют ее расширять и ремонтировать, но пока это как капля в море: участков, которые затапливает летними дождями, в Ульяновске десятки. К проблеме отвода потоков воды прибавляется еще одна – отсутствие очистных сооружений, из-за чего загрязняются реки.

Общая протяженность магистральной ливневой канализации на улично-дорожной сети Ульяновска – 273,1 км. На ней расположено 4 357 колодцев.

  • Самая большая сеть – в Заволжском районе: 166,7 км и 1 405 колодцев (наследие создателей Нового города, который начали строить с прокладки коммуникаций, включая ливневки).
  • Далее идет Засвияжский район: 50,6 км сетей и 1109 колодцев.
  • В Ленинском районе 38,3 км ливневой канализации и 1 246 колодцев.
  • В Железнодорожном районе 17,5 км и 597 колодцев.

Контроль и содержание за городской сетью ливневок ведет МБУ «Дорремстрой». Как уточнили в мэрии, специалисты ежедневно осуществляют очистку и контроль за состоянием ливневых канализаций. Для обследования проблемных участков была закуплена телеинспекция трубопроводов – это специальное видеооборудование, которое позволяет увидеть внутреннее состояние трубы и зафиксировать все несоответствия.

Почему же улицы Ульяновска периодически затапливает? Как пояснили в мэрии, ливень, который обрушился на город в понедельник, был «залповым» (метеорологи называют так ливневые осадки, которые обрушиваются и прекращаются внезапно, их интенсивность может то резко возрастать, то падать, идут они от нескольких минут до нескольких часов). А потому главная причина затопления улиц такая:

– За короткое время выпало слишком большое количество осадков. Вода просто не успевала уходить.

Один из самых разрушительных и сильных потопов произошел в районе ТЦ «Амарант» и у расположенных за ним высотных домов. Вода даже снесла кроссовер вместе с водителем: автомобиль провалился в яму, которая образовалась в асфальте. После того, как потоки ушли, стали видны новые провалы на парковке и ведущей к ней дороге.

Фото Александра Кременицкого

Это место – одно из самых сложных в гидрологическом плане. Именно здесь под землей протекает река Симбирка. Напомним ее путь: Маришкин родник – переулок Федерации – улица Федерации (здесь река уходит под землю), площадь Гоголя – улица Нижнетатарская – мно­гоуровневая парковка – 2-й переулок Мира – торговый центр «Амарант» – стадион «Труд» – улица Энгельса – Центральный рынок – Шевченковский и Ленинский овраги – вдоль улиц Набережная реки Симбирки и улицы Ленина – впадение в Свиягу.

Коллектор, по которому течет Симбирка, местами разрушен, ему много десятков лет. Вода размывает грунты, они становятся более подвижными, что усугубляется во время сильных дождей. Ливневой канализации возле «Амаранта» нет: в прошлом году городские власти планировали проложить 411 метров сетей на Карла Маркса – как раз от ТЦ, по краю дороги и тротуара. Ливневку хотели подключить к действующей сети на улице Марата. Но планы были скорректированы из-за того, что на Карла Маркса недавно положили новый асфальт – вскрывать и перекладывать его заново посчитали нецелесообразным. Скорее всего, теперь необходимость в строительстве здесь ливневки будет оценена как «острая».

Также потопы происходят из-за того, что диаметр труб слишком маленький: для отвода воды нужны коллекторы больших размеров. Ливневки забиваются грязью, песком, листьями, мусором, который приносят потоки воды. Особенно в «Дорремстрое» жалуются на полиэтиленовые пакеты. Городские власти пообещали, что «на случай повторного удара стихии в «Ульяновскводоканале» и «Дорремстрое» подготовлены дополнительные силы по откачке воды с городских пространств – бригады ливнёвщиков, илососы и каналопромывочные машины».

Но одними промывками делу не поможешь – нужно расширять сеть ливневой канализации. В прошлом году 360-метровый трубопровод протянули от дома по Автозаводской, 65 до перекрестка улиц Рябикова – Доватора. Это место постоянно превращалось в море после дождей. В целом, как было подсчитано ранее, на 25-40 млн рублей можно снять проблему на пяти – шести участках дорог, которые традиционно затапливает. В Ульяновске таких мест не шесть, не десять и даже не двадцать.

Какие перспективы на этот год? В городском бюджете-2024 на содержание, строительство и ремонт ливневой канализации (на момент его формирования) было предусмотрено 40 млн рублей. По оперативным данным мэрии, в этом году планируется обустроить и отремонтировать 1 976 погонных метров ливневки (ориентировочная стоимость ремонта – 33,5 млн).

Где именно будут проведены работы и сколько они стоят?

  • Ул. Димитрова, 10 – мокрый (дренажный) колодец,  600 тысяч руб.
  • Пр-д Высотный, 6 – строительство 45 погонных метров ливневки, 1,65 млн руб.
  • Ул. Автозаводская, 4/5 (плюс в районе Запорожца) – строительство 60 погонных метров ливневки, 1,891 млн руб.
  • Ул. Станкостроителей, 21 – строительство 20 погонных метров ливневки, 213 тысяч руб.
  • Ул. Самарская, 8 – строительство 139 погонных метров ливневки, 5,6 млн руб.
  • Перекресток ул. Докучаева – Розы Люксембург – строительство 253 погонных метров ливневки, 3,6 млн руб.
  • Ул. Отрадная, 58 – мокрый колодец, 300 тысяч руб.
  • Ул. Кузоватовская, 26 – строительство 175 погонных метров ливневки, 2 млн руб.
  • 3 пер. Самарский – ул. Красноярская – строительство 247 погонных метров ливневки, 3 млн руб.
  • Пр-т Ленинского Комсомола, 42 – строительство 41 погонного метра ливневки, 598 тысяч руб.
  • Пр-т Ульяновский, 2 – ремонт 30 погонных метров ливневки, 1,2 млн руб.
  • Пр-т Хо-Ши-Мина, 30 – строительство 33 погонных метров ливневки, 1 млн руб.

Также в список включены объекты 2023 года:

  • Ул. Полбина, 30 – строительство 77 погонных метров ливневки, 3 млн руб.
  • Б-р Львовский, 6 – строительство 58 погонных метров ливневки – 660 тысяч руб.
  • Ул. Минина, 11к2, ул. Пугачева, 1А – мокрый колодец, 300 тысяч руб.
  • Ул. Ватутина, 60 – мокрый колодец, 300 тысяч руб.
  • Ул. Корунковой, 7 – строительство 168 погонных метров ливневки, 1,8 млн руб.
  • Ул. Скочилова, 1 до ул. Репина, 45 – строительство 230 погонных метров ливневки, 2,5 млн руб.
  • От ул. Репина, 45 до выпуска – увеличение диаметра ливневой канализации, 400 метров, 3,5 млн руб.

Кроме этого,  в нынешнем году планируется очистить 4 075 дождеприемных колодцев, установить 116 крышек колодцев и 142 дождеприемные решетки, прочистить из шланга под давлением 21,7 километра ливневой канализации.

Текущий ремонт проведут на 10 участках ливневок (ул. Инзенская, пр-т Гая, ул. Рябикова, б-р Новый Венец, ул. Терешковой, ул. Радищева, ул. Панорамная,75, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Ленина – Железной Дивизии, пр-д Инженерный в районе Генерала Маргелова).

Ульяновск – не единственный город, который затапливает по время летних дождей. Хотя после очередного катаклизма в 2016 году родина Ленина прославилась на всю страну благодаря шутливой петиции с требованием сделать Ульяновск “Гондольной столицей”.

Эту проблему в прошлом году поднимали на федеральном уровне. Тогда эксперты заявили, что “Погода меняется, появляются аномальные колебания, тропические ливни, которые не были характерны для средней полосы России. Поэтому нагрузка на системы ливневой канализации гораздо больше тех, на которые они были рассчитаны, необходимо пересматривать нормы”.

Наличие ливневок влияет на величину Индекса качества городской среды. Один из показателей – «Улично-дорожная сеть» – включает долю общей протяженности улиц, обеспеченных ливневой канализацией (подземными водостоками), в общей протяженности улиц, проездов, набережных. Ульяновск далеко не в передовиках –  набрал 36 баллов.

У проблемы с ливневками есть еще один важный аспект – отсутствие централизованной системы очистки сточных вод, из-за чего после дождей сильно загрязняются реки, в частности Свияга. Этот вопрос поднимал юрист Алмаз Кучембаев.

Ливневая канализация с очистными сооружениями — обязательное требование к строительству и эксплуатации во всем городе. Особенно это условие должно жестко выдерживаться во время строительства в пределах водоохранной зоны (200 метрах от уреза воды для Свияги). По закону застройщик или должен подключиться к централизованной ливневке с очистными сооружениями, или построить свою.

Еще в 2006 году Ленинский районный суд по иску природоохранного прокурора вынес решение о запрете всех стоков в Волгу, Свиягу и Сельдь без ливневых очистительных систем. На муниципальные власти наложили обязанность организовать канализацию, обеспечивающую очистку и отведение сточных вод. Но, по словам Кучембаева, ничего до сих пор не сделано. Это такой «скелет в шкафу» городских властей.

— Как же идет строительство в водоохранной зоне? Начинается оно с получения технических условий от “Дорремстроя”. Ранее, чтобы не строить развязку, проект предусматривал подключение к централизованной канализации, которой еще нет, но она «планируется». Сейчас пишут справку, что это будет подключение к «автономной очистной системе ливневых стоков», которые будут в определенное место отводиться и очищаться. Это все уловка. Застройщик ТЦ «Аквамолл» и ЖК «Аквамарин» построил локальную ливневую канализацию и очистные сооружения – закопал на территории в 10 соток оборудования на миллионы. Там была предусмотрена очистка воды от взвешенных веществ, нефтепродуктов, доочистка сточной воды в сорбационной камере. Но обслуживание такой системы стоит очень дорого – 100 тысяч рублей в месяц, город на баланс ее не взял, платить даже целому кварталу за нее дорого. В итоге очистные разобрали. Люди жалуются – они видят, что неочищенные воды из ливневки идут в Свиягу, рядом с их домами, — говорит юрист.

По словам Кучембаева, в нижней части улицы Карла Маркса есть автостоянка, расположенная в естественном в котловане. Этот участок принадлежит частному лицу (компании “Универсалстрой”). Именно здесь планировали построить очистные сооружения для ливневой канализации – для всех стоков, которые идут из центра Ульяновска, по Карла Маркса, а также по улице Урицкого, благодаря рельефу. Но теперь такая возможность для города потеряна.