Родителей детей, находящихся на семейном обучении, получили от руководителя городского Управления образования Светланы Куликовой пугающие письма. Чиновники пригрозили семьям, которые не предоставят информацию о прохождении промежуточной аттестации, сообщить о них в комиссию по делам несовершеннолетних. Родители в шоке: по закону промежуточная аттестация не является обязательной: «Непонятно, откуда и почему взялись такие требования».

В Ульяновской области несколько сотен детей на семейном обучении – в домашних условиях, семейных классах или центрах дополнительного образования. Такой способ предусмотрен законом: родители сами вправе решить, как именно будет изучать школьные предметы их ребенок.

– В начале года нам из Управления образования прислали странные письма. В них говорилось, что у нас есть право проходить промежуточную аттестацию, приложили список школ, где мы можем это право осуществить. И дальше попросили в кратчайшие сроки сообщить, где дети будут проходить аттестацию. Тогда мы обсудили, что у «семейников» есть право на промежуточную аттестацию в любой школе. Но именно право, а не обязанность. К тому же информировать об этом Управление образования мы тоже не должны – у всех есть разные варианты, кто-то обучается по своей программе, кто-то делает это на онлайн-платформе, – рассказали родители.

Они отмечают важный момент: после завершения 9 классов ребенок-«семейник» в обязательном порядке, как и ученики обычной школы, должен пройти итоговую аттестацию (ГИА в форме ОГЭ). Также, по закону, родители обязаны обеспечить обучение своим детям. Как именно они будут это делать – история каждой отдельно взятой семьи. А вот промежуточные аттестации, по своей сути – это тестирование, которое показывает, насколько успешно ребенок изучает предметы. Обязанности это делать, по словам родителей, нет.

Но недавно история повторилась. Родителям снова пришли письма из Управления образования. И риторика в них была уже более жесткой. В начале писем говорилось о праве родителей выбора организации для прохождения промежуточной аттестации. Затем озвучивалась просьба проинформировать о ее результатах в срок до 1 июля с приложением подтверждающих документов. И в конце – следующий абзац:



«В случае непоступления подтверждающего документа с результатом прохождения промежуточной аттестации, в целях недопущения нарушения прав несовершеннолетних на получение образования, закрепленных статьей 43 Конституции РФ, Управление образования администрации города Ульяновска будет вынуждено проинформировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Такое заявление взбудоражило родителей. Они посчитали, что такие требования незаконны. А угрозы нажаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних – и вовсе за гранью. «Нас по непонятным причинам запугивают, хотя мы соблюдаем закон. Чиновники нарушают права семей, выбравших для своих детей семейную форму образования», – заявили родители. Они намерены обратиться к уполномоченным по правам ребенка на региональном и федеральном уровне.

Во время обсуждения последних писем выяснились и другие подробности. Например, родитель обращается в городское Управление образования за справкой, что ребенок находится на семейной форме обучения. Она нужна для поездки в лагерь: обычно ее выдают в школах, а в случае с «семейниками» – в администрации города. В Управлении родителей проводят в кабинет Куликовой и, по их словам, начинают «давить»: «Где вы проходите промежуточную аттестацию, давайте нам письменное уведомление, иначе справку не дадим».

То же самое – если родители приходят в Управление, чтобы уведомить чиновников, что ребенок на семейном обучении (это обязательный процесс). Здесь тоже начинаются непонятные манипуляции: просят записаться на прием к Куликовой и отчитаться о промежуточной аттестации.

– Мы понимаем, что, наверное, сверху пришла какая-то разнарядка. Возможно, для чиновников ввели KPI, связанный с проведением этой аттестации. Нам несложно сказать, где мы ее проходим (если проходим). Но такое давление и стиль общения неприятны и непонятны. Можно было по-человечески позвонить и объяснить ситуацию, аргументировать требования. А не угрожать комиссией по делам несовершеннолетних, – считают родители.

Также, по нашим данным, «напрягли» и директоров школ – потребовали от них собрать списки «семейников», которые будут проходить промежуточную аттестацию в их учебных заведениях.

В городском Управлении образования нам дали следующий комментарий:

– При выборе семейной формы образования у родителей возникают обязательства: в процессе обучения учащийся должен овладеть всеми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, предусмотренными общеобразовательной школьной программой.  Они информируют об этом выборе Управление образования. В соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 27.01.2015 N 430 «Об утверждении Положения об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории муниципального образования «город Ульяновск», Управление образования осуществляет учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальном образовании «город Ульяновск».

В компетенцию Управления, в том числе, входит формирование базы данных о детях, получающих общее образование в форме семейного образования.

Управление образования, согласно постановлению № 430, направляет в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях информацию о детях, не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение федерального законодательства.

Запрашиваемая от родителей несовершеннолетних информация о получении общего образования в форме семейного образования направлена на обеспечение такой социально значимой цели, как получение детьми общего образования, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Родители должны понимать всю ответственность и свои обязательства по обеспечению образованием детей.

К сожалению, тема обязательности промежуточной аттестации в ответе Управления образования так и осталась нераскрытой.

Мы обратились к регламентирующим семейное обучение документам. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденном Минпросвещения РФ, говорится, что дети, находящиеся на семейном обучении, «вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (далее – аттестация) в Организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня».

Промежуточная аттестация предусмотрена для экстернов: для них утверждается график ее прохождения. Ни о какой обязательности для других учащихся речи в документе не идет.

Скрин пункта 27 Правил, на который ссылается в письме руководитель Управления образования Светлана Куликова. 

Но вопрос проведения промежуточной аттестации действительно сложный. Это подтверждает недавний спор под постом  юрисконсульта АНО «Национальная лига семейного образования» Ирины Козинченко. Она отметила, что здесь может применяться «комплексное толкование».

«Ст. 34 п. 3 ФЗ «Об образовании» на которую любят ссылаться как на право, а не обязанность аттестаций, при более полной цитате звучит так: «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе».

Для нас здесь главные слова – вправе пройти экстерном. Экстерном, то есть не обучаясь в организации, а просто сдав экзамены.

На этапе до 9 класса вопрос аттестаций практически, на данный момент, не контролируется, кроме случаев жалоб или посягательств управлений образования, которые иногда начинают требовать с родителей справку о зачислении в школу или об аттестациях.

Но обучение оканчивается государственной итоговой аттестацией (ОГЭ), которая обязательна ст. 59 ФЗ Об образовании, без ОГЭ или ГВЭ (при показаниях) не будет аттестата. Порядок допуска к ОГЭ регулируется Порядком ОГЭ: п. 7 второй абзац устанавливает условия допуска экстернов к ГИА (в форме ОГЭ).

Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также получения результата «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

То есть, школа, принимая решение о допуске к ОГЭ, должна проверить у экстерна наличие аттестаций за все классы.

Всегда ли школы так делают?

Нет, они не всегда знают о таких нюансах. Отсюда случаи, когда «а у нас никто не спросил аттестации за 1–8 классы и спокойно выдали аттестат».

Аттестации не обязательны каждый год. Нет такого требования в законе. Но аттестации за всю программу обязательны, без них ребенок не получит аттестат».

Коллеги Козинченко во время обсуждения обвинили ее, что она «за промежуточную аттестацию» и привели свои доводы. Юрист это категорически отрицала. Этот спор показывает, что возникла потребность окончательно расставить все точки над i на федеральном уровне.

– Нужно четко прописать, что нужно делать, а что не нужно на семейном обучении. Регулировать семейные школы, количество которых сегодня растет – потому что дети массово уходят из обычных учебных заведений. Ввести критерии качества, определенные стандарты. Но уж точно нельзя допускать угроз «прийти с проверкой» за непрохождение аттестации, которая ни в одном законе не является обязательной, – резюмируют родители.