На последнем штабе по развитию города подвели итоги социально-экономического развития Ульяновска за 1 квартал 2024 года и озвучили основные демографические показатели. Тренды по-прежнему печальные: смертность растет, рождаемость падает, дефицит специалистов увеличивается, брать их неоткуда. Узнали мнение и прогнозы профессора УлГУ Анатолия Лапина.

Главные показатели, которые озвучили на штабе: Ульяновск по социально-экономическому развитию, с учетом достижения национальных целей, по итогам 1 квартала попал на третье место. «Серебро» взял Димитровград, а «золото» – Чердаклинский район. Год назад областной центр также замыкал тройку лидеров.

Демографические тренды сохраняются. Смертность в Ульяновске выросла (в первом квартале 2023 года она была 12,8 человек на 100 тысяч населения), рождаемость упала (было 8,2 человек на 100 тысяч). Темп убыли численности населения несколько замедлился (было 98,8%), судя по всему, за счет роста коэффициента миграционного прироста. В прошлом году он составлял 0,31 человека на 100 тысяч жителей региона.

Из любопытного: спортом занимается лишь чуть более половины ульяновцев. Правда, это не официальные данные Росстата, а показатели, собранные самими городскими властями.

Свежие показатели по бизнесу (сравнение с прочими муниципалитетами Ульяновской области).

Жилья в первом квартале 2024 года ввели меньше (в прошлом году было 154,73 кв.м. на тысячу человек). Ложка меда – меньше стало и преступлений.

Мы уточнили последние данные у профессора, завкафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолия Лапина. По данным за 4 месяца 2024 года миграционный прирост в Ульяновске вырос с 244 до 338 человека (сравнение с тем же периодом 2023-го). Но рост произошел из-за того, что количество выбывших сократилось на 6%, а прибывших – только на 2%.

Браков с января по апрель в Ульяновске зарегистрировали на 2,5% больше, чем в 2023-ем (по региону – минус 1,5%). А количество разводов увеличилось на 8,5% в областном центре и на 4% в области.

– Естественная убыль за четыре месяца выросла ощутимо: с 900 до 1300 человек в Ульяновске и с 2800 до 3400 человек в Ульяновской области. Рождаемость по региону упала на 7%, по городу – на 8%. Смертность в регионе увеличилась на 8,4%, в городе – 8,8%, – пояснил Анатолий Лапин.

По его словам, сезонные колебания естественной убыли есть всегда – они приходятся на зиму, весну, вторую половину осени. В любом случае это колебания отрицательного значения. Ни в одном месяце в году регион не выходит в состояние естественного прироста за многие годы.

Профессор озвучил прогноз, который можно сделать, исходя из тренда, который наблюдается в регионе. По итогам 2024 года естественная убыль может составить 9-10 тысяч человек, рождаемость упадет до 8-8,5 тысячи. Ульяновская область, скорее всего, снова поставит исторический антирекорд по минимальной рождаемости за последние 150 лет.

Прогноз смертности – регион может потерять до 18 тысяч человек и возможно даже больше. В целом, как отмечает Лапин, в демографической ситуации в стране прослеживаются те же тренды, но несколько полегче. Рождаемость падает на 2-3%, а не на 7%, как у нас. А смертность растет в среднем на 5% (у нас на 8%). Качественно же ситуация точно такая же и в ПФО, где у всех 14 субъектов растет естественная убыль, включая вроде бы благополучный Татарстан.

– Конечно, это затронет и экономическую ситуацию. Количество вакансий в регионе сегодня в 10 раз больше, чем официально зарегистрированных безработных. Если брать их общее количество, то соотношение, скорее, 1 к 1: новые рабочие места Ульяновской области де факто не нужны. Дефицит рабочей силы прогрессирующий, с ним сталкиваются не только новые предприятия, которые «скребут ложкой по дну кастрюли», где уже ничего не осталось. Но и уже действующие компании. Дефицит растет из-за того, что сотрудники уходят на пенсию, становятся инвалидами, умирают, уезжают, переходят на другую работу. Это процесс идет последние 7-8 лет. И в его основе – как раз ухудшение демографической ситуации. С 1995 года мы в среднем теряем по 10 тысяч человек в год, то есть, в общей сложности уже минус 300 тысяч. И вышли на уровень 1963 года по численности населения Ульяновской области, – поясняет ученый.

Что делать? Анатолий Лапин поясняет: чтобы найти реалистичные инструменты влияния на демографическую ситуацию, нужно разбираться с причинами. А этим серьезно никто не занимается: это глубокое обследование регионов на предмет изучения факторов репродуктивного, самосохранительного поведения, влияющих на заболевания с летальным исходом и прочее. Многие из них формировались на протяжении последних 40-50 лет. Так что пока все принимаемые меры, по определению профессора, «выстрел из пушки по воробьям».