Начну опять со своих проблем и напастей. Уж извините. У кого чего болит, …
Совсем недавно опять лежал в больнице. Третий раз менее чем за год. Этот раз был самым продолжительным и тяжёлым. Три недели, реанимация, бред, беспамятство… Потом полная апатия. Не хотелось ничего. Было всё равно.
Наконец, выписали. Дома, конечно, лучше. Но очень скоро всё началось снова. Может, даже хуже. Спасибо, скорая выручает. Обкалывают, откачивают. Ложиться в больницу на этот раз отказался категорически. Сколько можно? Хватит. Пусть лучше дома. И будь, что будет.
Потерял счёт времени. Не знаю, сколько уже это длится. Долго. Всё слилось в один непрерывный мутный бред. Все дела стоят. А ведь сколько собирался сделать за лето.

Было намерение прекратить всякую публичную и авторскую деятельность. Собирался объявить об окончательном прекращении работы группы. Сил совсем нет. И голова плохо работает, памяти не стало совсем, зрение сильно упало. Даже набрать текст – большая проблема.
И всё же решил понемногу что-нибудь писать. Как смогу. Лежать без дела и ждать неизбежного – это слишком тошно.
Тем более, что повод есть. Правда, уже не новый. Наверняка многие читали и знают. Но тут уж ничего не поделаешь. А оставить эту тему без внимания не хотелось бы.

Государственный архив Ульяновской области представил новую презентацию, посвящённую жизни и судьбе Екатерины Максимилиановны Перси-Френч (1864-1938), последней представительницы Симбирского рода Киндяковых.

Материалы презентации размещены на сайте ГАУО, в разделе «Виртуальные выставки»

Более 30 виртуальных стендов (слайдов?) с документами, фотографиями, подписями, текстами… Очень насыщенный и содержательный материал. Конечно, сказано в материалах презентации не обо всём. О чём-то лишь упомянуто. Многое вообще «осталось за кадром». Это вполне понятно. В материалах такого формата обо всём не скажешь. О Екатерине Максимилиановне рассказывается в нескольких книгах, великом множестве статей. Так ведь и их можно и нужно дополнить.
Совсем недавно, в журнале «Мономах» № 3 за 2024 год напечатана обстоятельная статья И.В. Смирновой о Е.М. Перси-Френч. Об этой статье сказано и в тексте ГАУО (далее).

К сожалению, в материалах презентации на сайте Госархива не слишком удобны для просмотра.
Далее приведён вступительный текст к презентации, подготовленный ведущим архивистом ГАУО А.Ю. Шабалкиным.
А вот представить все визуальные материалы (31 стенд) даже в двух частях не получится. Поневоле приходится выбирать.

* * *

«Сумела себя поставить, а это задача нелёгкая…»
Архивные документы о судьбе
Екатерины Максимилиановны ПЕРСИ-ФРЕНЧ (1864-1938),
выдающегося общественного деятеля и благотворителя
Симбирской губернии

Нынешний год объявлен в России годом семьи. И публикации, выставки, всевозможные мероприятия посвящены родословным, пересечениям семейных династий, фамильным традициям… Как правило, это счастливые истории с «хэппи-эндом». Но ещё граф Лев Николаевич Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

И симбирская история имеет немало подобных примеров, в том числе – угасания древних и некогда многодетных дворянских родов. Такова и судьба героини новой презентации архива – Екатерины Максимилиановны Перси-Френч (1864-1938). Наследница двух богатых и славных фамилий: российской Киндяковых и ирландской Френчей, стала буквально последней представительницей своих ветвей этих родов. Родители Екатерины – блестящий британский дипломат Роберт Максимилиан Перси-Френч и симбирская дворянка Софья Александровна Киндякова – казались блестящей парой. Но их семейная жизнь не сложилась, супруги расстались, когда Катя была ещё девочкой. Самой Екатерине Максимилиановне семьи создать не пришлось, а позднюю любовь унесла гражданская война.

Но симбирская ирландка обладала волевым характером и привыкла решать проблемы, а не ныть над ними. Она сумела выправить пошатнувшееся из-за расточительности матери хозяйство. И сделала свои имения образцовыми. Она стала видным общественным деятелем, к чьему мнению прислушивались и консервативные симбирские дворяне, и сильные мира сего. Она активно занималась благотворительностью не за награды (которые тоже были), а по зову сердца. Она возвела первый памятник Ивану Александровичу Гончарову на его родине – беседку в своём имении. Она собрала богатейшую художественную коллекцию. Характер Екатерины Максимилиановны не сломили ни потери близких, ни крушение родовых гнёзд после революции, ни тюремные камеры, ни тоска эмиграции.

В заголовок презентации вынесены слова «Сумела себя поставить, а это задача нелёгкая…», – из письма полученного 22-летней Екатериной Перси-Френч от своей подруги Веры Мако в начале 1887 года. И всей своей жизнью Екатерина Максимилиановна доказала, что она умела себя поставить и никогда не боялась нелёгких задач. И достойна того, чтобы в год 160-летия со дня рождения мы вспомнили её судьбу и её добрые дела.

В Государственном архиве Ульяновской области хранится семейный фонд Песи-Френч (Ф. 665). Его документы легли в основу презентации. Также она дополнена материалами из других архивов, музеев, частных собраний и открытых источников. Использованы исследования биографии Екатерины Максимилиановны Перси-Френч Уильяма Мюррея (Великобритания) и Ирины Вениаминовны Смирновой (Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова). Оба они работали с вышеуказанным архивным фондом. И, на основе документов, излагали правду, а не досужие байки о «тайнах» и «бриллиантах» «баронессы» Перси-Френч, как делают иные журналисты и блогеры.

Предлагаем ознакомиться с презентацией ГАУО. А тем, кто захочет больше узнать о нашей героине, рекомендуем открыть июньский номер журнала «Мономах» за этот год (№ 3 (141), 2024) и прочесть статью Ирины Вениаминовны Смирновой «Известная своей благотворительностью и отзывчивостью…».

* * *

Сама презентация представлена в приложенных изображениях. Здесь некоторые из них. Во второй части будут размещены ещё 10. А посмотреть все материалы презентации можно по ссылке (выше) – на сайте Государственного архива Ульяновской области.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer