Ульяновские бизнесмены испытывают сложности с проведением платежей в Китай. Средства зависают на счетах и не доходят до контрагентов. Работать в таких условиях предпринимателям крайне сложно: приходится доплачивать за то, чтобы платежи дошли, а комиссия порой превышает маржу. Узнали, что говорят об этой ситуации ульяновские власти и сами бизнесмены.
Ульяновцев давно нацелили на Китай: по итогам 2023 года КНР вошла в число основных торговых партнеров нашего региона по экспорту. Еще недавно власти заявляли о расширении сотрудничества в области автомобилестроения, атомной отрасли, авиастроения, сельского хозяйства. В мае руководитель регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов заявлял, что в стадии проработки несколько инвестпроектов.
– На днях из нашего региона в КНР отправился первый экспортный поезд. Почти 2 тыс тонн масличного льна из Новоспасского района приедет в город Циндао. Это даст хороший прирост нашему внешнеторговому обороту с КНР. В перспективе мы готовы к межрегиональной кооперации с регионами Поволжья: ставить грузы соседей для отправки в Китай, – пояснял тогда Гайнетдинов.
В мае-июне платежи из России в Китай, после перебоев в январе, стали проходить лучше: напрямую с нашей страной начали работать региональные банки КНР. Однако сейчас ситуация изменилась. По неофициальным данным, Россию снова поставили на «стоп» – Китай перестал принимать платежи. Предприниматели рассказали, что счета висят без движения по месяцу, а то и больше; деньги проходят по выборочным (и, как кажется, порой рандомным) позициям, отгрузок нет.
Руслан Гайнетдинов отметил, что такая проблема действительно есть, но давать дополнительные комментарии не стал. То, что ситуация сложная, нам подтвердили в Корпорации развития Ульяновской области: «Мы помогаем бизнесменам решить проблему, используя все возможные ресурсы». Давать прогнозы, что будет дальше, представители ульяновских властей отказались.
По словам сооснователя инвестиционной платформы «Инвестмен», экс-председателя ульяновского отделения «Опоры России» Николая Солодовникова, с мая-июня в стране начались перебои с юанями, а дальше ситуация ухудшилась:
– Раньше можно было быстро провести оплату через «прокладочные» компании. Рынок за два года адаптировался и многие компании вскладчину образовывали юрлица за рубежом, через которые проходили деньги. Но с лета наступил коллапс: китайские банки перестали принимать платежи от компаний, которые имели «российский след» – с учредителями из России, либо проведенными из нашей страны транзакциями. Компании-«прокладки» стали бессмысленными.
По словам Солодовникова, основная масса селлеров, работающих на маркетплейсах и онлайн-платформах, теперь закупают товары из Китая с огромными сложностями. Есть конторы-посредники, которые берутся помочь с платежами, если их размен не менее 50–100 и более тысяч долларов. А малый бизнес оперирует совершенно иными суммами – максимум, до 15 тысяч. Но в любом случае, это дополнительные затраты.
Один из вариантов, что может сейчас сделать малый и средний бизнес – искать посредников, у которых есть оборот за рубежом без российского следа. И есть возможность перекрывать запросы бизнесменов как в России, так и в Китае.
Как рассказал наш источник, главная проблема сегодня – дефицит юаней в стране. До отключения Мосбиржи можно было менять доллары и евро на китайскую валюту. Теперь банки КНР платежи не принимают, а у российских банков не хватает баланса, потому что объем импорта из Поднебесной гораздо выше объема экспорта.
– Мы столкнулись с такой ситуацией. Сделали платеж в Китай на счет одного из крупнейших российских банков, который там работает. Юани на счету зависли на месяц, контрагент не получил деньги. После этого банк нам заявил: если вы хотите, чтобы средства дошли, доплатите 3-5% за то, чтобы мы могли купить валюту. Получается, фактически платежи, которые не связаны с оборонкой, теперь проходят только за такой буст (с учетом разницы в курсах валют Центробанка он достигает 8%). Для бизнеса это накладно, расходы порой превышают маржу, – пояснил предприниматель на условиях анонимности.
Связываться с платежными агентами не всегда безопасно: банки сегодня отказываются за них поручаться. И если бизнесмен переводит средства в Китай через какую-то другую страну (например, ОАЭ), и они зависают, вернуть их фактически невозможно. В суд не подашь.
– Таким образом, рынок сейчас дезорганизован, его как такового нет. Есть доллары и евро, которые нельзя потратить, а в России их готовы купить задешево – по сути, сегодня это фантики. Юаней мало. Торговля есть, и она будет продолжаться до тех пор, пока есть товары, которые можно продавать Китаю. Но продавать в КНР достаточно сложно: они покупают ресурсы, люксовые бренды, уникальные технологии. Поэтому денег маловато, – отмечает наш источник.
Ситуацию пытаются выправить на уровне государства. Вчера Банк Росси заявил, что в августе и начале сентября Минфин в рамках исполнения бюджетного правила ежедневно будет направлять на покупку иностранной валюты и золота по 1,12 млрд рублей. Центробанк, в свою очередь, начнет продавать дополнительно юани в эквиваленте 8,4 млрд рублей ежедневно.
О проблемах в поставках китайских комплектующих на днях заявили на АвтоВАЗе: причины – в задержках проведения взаиморасчетов. Подобные проблемы УАЗу, скорее всего, не грозят: сейчас автозавод выполняет большой гособоронзаказ, и внедорожники изготавливаются из отечественных комплектующих.
Но в этой бочке дегтя есть и ложка меда: запасы рублей инвесторы сегодня активно вкладывают в проектов внутри страны, идет бум строительства, что в итоге должно привести к экономическому росту.