4 сентября завершается прием заявок на конкурс по созданию и внедрению в Ульяновской городской агломерации интеллектуальной транспортной системы. Это часть федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В этом году в его реализации принимают участие 64 города (62 агломерации) из 56 субъектов РФ. Ульяновская городская агломерация (вместе с Белгородской, Тульской, Сургутской, Пермской, Сочинской, Архангельской, Саранской, Курской, Волгоградской, Вологодской, Кемеровской, и Татарстаном), как уточняется на сайте Минтранса РФ, к началу 2024 года достигла первого уровня зрелости. Задача – дойти до второго, самого высокого.

Проект федералы реализуют с 2020 года. За десять лет они хотят оснастить интеллектуальными транспортными системами (ИТС) 82 городские агломерации с населением более 300 тысяч человек. В нынешнем году из госказны на это предоставлены субсидии в размере 3,15 млрд рублей.

ИТС – это комплексы взаимосвязанных автоматических средств фиксации данных, обработки информации и принятия решений. В них могут входить средства фотовидеофиксации нарушений ПДД, автоматические пункты весогабаритного контроля, системы мониторинга параметров транспортного потока, системы метеомониторинга и прочее.

Как рассказали в ульяновском Минтрансе, в 2022-2023 году в регионе уже провели часть мероприятий по модернизации и строительству 75 светофорных объектов, внедрили часть программного обеспечения. В 2023 году федеральное финансирование на эти цели было урезано почти на 50%. Поэтому создание и внедрение ИТС регионального сегмента интеллектуальной транспортной системы будет продолжен в этом году.

Стоимость контракта – 65 млн рублей. На эти деньги частности планируется внедрить систему информационной безопасности на объектах критической интеллектуальной инфраструктуры, а также модернизировать светофорные объекты. В ТЗ к аукциону приведен список, где светофоры станут «умными:





Контракт разделен на этапы. Первый – с начала заключения договора до конца нынешнего года (стоимость – 27,845 млн рублей). Второй – с 1 января по 31 января 2025 года (24,12 млн), третий – с 1 февраля по 25 ноября 2025 года (13,035 млн). На эти средства будут закупать оборудование, включая серверы, обустраивать рабочие места (в том числе, виртуальные), приобретать неисключительные лицензионные права на ПО, модернизировать и строить новые светофорные объекты, устанавливать детекторы транспортного потока, камеры видеонаблюдения, дорожные метеостанции, дорожные табло переменной информации.

– Внедрение ИТС позволит на 20% повысить пропускную способность улично-дорожной сети без реконструкции и строительства новых сооружений, значительно сократить число ДТП, снизить эмиссию СО2, сократить потери времени при передвижении в общественном транспорте, – поделились планами в региональном Минтрансе.

Как уточнили в ведомстве, система ИТС – это распределенная инфраструктура, которой управляет не одна организация: «Это комплекс инфраструктурных подразделений как городского хозяйства, так и областных структур, в том числе и ЦОДД».

Как это работает в других регионах? В Улан-Удэ создали Центр управления ИТС, который оснастили программно-аппаратным комплексом для светофорного управления. Светофоры ведут мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на нескольких транспортных узлах. На остановках установлены информационные табло, которые прогнозируют время прибытия автобусов и трамваев, с учетом реальной обстановки на дорогах.

Еще один пример – в Екатеринбургской городской агломерации сделали проекционную «зебру», которая дублирует обычную разметку в тёмное время суток и в плохую погоду, а также считает количество людей, которые переходят дорогу. Такой мониторинг позволяет принять решение – нужен ли здесь светофор.

В Волгограде и Волжском смонтировали умные светофоры – комплексы работают совместно с детекторами транспорта или видеокамерами, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрёстков и передают эту информацию на центральный сервер управления. Это позволяет вырабатывать эффективный план управления трафиком.