С наступлением учебного года в центре Ульяновска – опять горячая пора. Количество автомобилей выросло за счет родителей, подвозящих детей в школы, у учебных заведений образуются пробки. Самое проблемное место – на улице Спасской около гимназии №1. Парковка здесь постоянно занята. Чтобы высадить детей, водители тормозят на единственной полосе движения, перегораживают дорогу тем, кто едет позади, приходится объезжать машины по рельсам. А если еще на подходе трамвай, образуется коллапс. Пытаются ли с ним как-то разобраться – в нашем материале.

Высадить ребенка у первой гимназии безопасно и спокойно как для себя, так и для других участников дорожного движения, нереально. На небольшой парковке у школы фактически никогда нет мест. Здесь оставляют машины преподаватели учебного заведения, работники из офисов в расположенных рядом зданиях, чиновники обладминистрации. Зато рядом в первые дни сентября дежурят сотрудники ГАИ: активно собирают штрафы.

Та же проблема у 3-й гимназии на улице Льва Толстого. Тут мест больше, но все муниципальные карманы забиты машинами работников “Ростелекома” и чиновников. Высаживать детей приходится под знаком “стоянка запрещена”.

От инспекторов ГАИ у забитой парковки толку немного, констатируют родители учеников 1 гимназии. 2 сентября они говорили с дежурившим у школы инспектором. 10 штрафов – и это только на утро:

“Выезжаем каждый день на патрулирование. Каждый день протоколы. Проблема – отсутствие достаточного количества парковочных мест по факту. А то количество занято всегда. Встают вторым рядом, много на тротуарах паркуются. Не стесняются…”

Елена – мама пятиклассника Саши. 2 сентября она впервые привезла его к зданию на Спасской и была шокирована:

“Это что-то невероятное: ребенка невозможно высадить спокойно, чтобы обеспечить ему безопасность. Будем продумывать альтернативу. Вариант – высаживать у Дворца бракосочетания, где можно нормально припарковаться, и отправлять его через пешеходный переход со светофором на противоположную сторону”.

Получается, не так далеко есть возможность спокойнее поставить машину, но ульяновцы в первую очередь занимают “горячие места” – те, что у школы. Родители уверены, что возле учебного заведения так быть не должно:

“Парковка, по идее, должна служить одной цели – высадить на ней ребенка, чтобы он безопасно дошел до школы. Здесь спокойно уместятся 20-30 машин. На деле все иначе. Паркинг в самом центре города используется кем угодно, только не родителями. Ощущение, что некоторые машины прописаны здесь: стоят с раннего утра до конца рабочего дня. Авто, кстати, совсем не бюджетные. Мы называем это «бескультурие на «Мерседесе».

Один из способов решения проблемы – кардинальный, его применили у здания начальной школы первой гимназии. Здесь по просьбе общего родительского собрания поставили шлагбаум. Объяснили его появление тем, что были случаи, когда автомобили сбивали детей. Решение это поддержало городское управление дорожного хозяйства – площадка у начального блока принадлежит муниципалитету. Кулуарно тогда поясняли: делается это, чтобы не превращать территорию в дневной паркинг. Но в этом году начальный блок гимназии закрыт на ремонт, а трафик у основного здания вырос. Ставить шлагбаум здесь негде.

Накал проблемы можно было бы снизить, прояви водители сознательность. На самом деле в центре на менее оживленных улицах можно найти более свободные места для парковки, а за сотню-другую рублей без проблем оставить авто на платной стоянке на весь день. Такие стоянки, например, есть на улице Федерации, у ТЦ “Амарант”, у бассейна “Спартак” или у одноименного торгового центра. Но даже недолгая пешая прогулка от парковки до офиса или другого пункта назначения многих автомобилистов не устраивает.

Что уж говорить о попытках власти пересадить ульяновцев на городской общественный транспорт и тем самым снизить нагрузку на дороги от личных автомобилей. Увы, он ходит так, что даже ульяновцам без машины нередко приходится пользоваться такси.

В этой ситуации родители школьников надеются на еще один способ решения вопроса – принудительный. То есть на запуск системы платных парковок.

“Возможно, кто-то будет нас критиковать, но это решило бы нашу проблему, – говорят они. – Чтобы заехать на парковку у гимназии, быстро высадить или забрать ребенка и уехать, будет достаточно нескольких бесплатных минут. Главное, чтобы для этого оставалось место. Плюс, платные парковочные пространства должны оснащать видеокамерами, а это дополнительная безопасность для детей”.

Напомним, по предлагаемому в Ульяновске проекту, первые 20 минут парковки должны быть бесплатными. Этого хватит, чтобы высадить или забрать ребенка. Для тех, кто задержится, час платной парковки, по предварительным расчетам, может стоить 40-60 рублей. Улица Спасская значится в первой очереди проекта. Если его поддержат, уже в 2025 году можно будет понять, насколько такой метод действенен для ульяновских пробок.

Специалисты полагают, что введение платы за парковку на самых востребованных улицах – мера, хоть и не слишком популярная, но зато дающая быстрый эффект для перегруженного транспортом центра города.

“С точки зрения города платная парковка — это один из инструментов, чтобы пересадить людей из машин на общественный транспорт, уменьшить число пробок, улучшить экологию, сберечь здоровье жителей и повысить доступность городской инфраструктуры. В узком смысле задача платной парковки урегулировать спрос и предложение: если мест мало, а желающих много — вводят плату и отсекают часть желающих. Платность позволяет сократить спрос в часы пик или на постоянной основе. Один припаркованный автомобиль занимает от 11 до 16,5 квадратных метров, при этом зачастую автомобиль стоит на одном месте 8 часов”, – говорит эксперт в этой сфере Сергей Кечуткин.

Без вмешательства властей парковочные проблемы в Ульяновске в ближайшие годы будут только обостряться, считают специалисты. Мест, где можно оставить автомобиль, больше не становится, а количество машин у ульяновцев растет на 5-6% ежегодно. Треть трафика в центральной части города в будни – это так называемые блуждающие потоки – автомобили, которые не едут в нужную точку, а курсируют в поисках свободного места.