С 1 октября 2024 года в России вырастет ставка утилизационного сбора: это приведет к повышению цен не только на новые, но и подержанные автомобили. В перспективе стоимость могут поднять и отечественные производители. Узнали у эксперта, когда ульяновцам ждать новых ценников у автодилеров и когда именно лучше покупать автомобиль – подождать еще, или все же не стоит.
Напомним, на днях Правительство РФ утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора на машины. С 1 октября ставка повысится в первый раз – в среднем на 70-85%. Таким образом, ввезенные в нашу страну из-за рубежа машины значительно подорожают. В дальнейшем ставка утильсбора будет индексироватся 1 января каждого года в течение ближайших пяти лет (до 2030-го).
Насколько быстро подорожают после введения утильсбора автомобили в ульяновских автосалонах и на вторичном рынке? По словам генерального директора ООО УК «Авторай» Андрея Чигиряева, на протяжении многих лет автопроизводители предоставляли покупателям новых автомобилей специальные условия. Это может быть, например, льготное кредитование – в частности, на бренд Tank ставка составляет 0,99%. При ключевой ставке Центробанка в размере 19%, по сути, это рассрочка. Также скидку можно получить, сдав свой старый автомобиль в трейд-ин.
– Мы предполагаем, что изменения изначально коснутся не стоимости самих автомобилей, а корректировки условий спецпредложений на их покупку. Импортеры (сегодня это китайские бренды) будут уменьшать поддержку. Поэтому стоимость на машины останется неизменной, но нагрузка на потребителя вырастет, – поясняет Чигиряев.
По его мнению, в октябре резкого изменения цен на автомобили, скорее всего, еще не будет, а вот в ноябре они подскочат. Размер утильсбора на самые продаваемые китайские модели, с объемом двигателя от одного до двух литров, в октябре составит 556 тысяч рублей, а с 1 января 2025 года – уже 660 тысяч. До 2030 года, с учетом индексации, эта сумма может вырасти более, чем в три раза. Производители вряд ли смогут компенсировать покупателям такие затраты.
Изменятся цены и на вторичном авторынке. Арифметика проста: чем выше цена нового автомобиля, тем выше цена автомобиля с пробегом. Но «вторичка», по словам эксперта, отреагирует с некоторым запозданием – после того, как вырастут цены на новые машины, где-то через месяц «подтянется» и рынок б/у авто.
– В 2014 году, согласно данным Росстата, примерно 30% граждан могли приобрести новый автомобиль. В 2023 году это могут позволить себе 14-15% жителей страны. С учетом увеличения утилицизационного сбора и инфляции, скорее всего, к 2030 году их количество может упасть до 5-7%, – поясняет Андрей Чигиряев.
В последнее время ульяновцы покупают новые и подержанные автомобили примерно в равных долях (статистика АВТОРАЙ за прошлый месяц: 52% – новые авто, 48% – б/у). Эта пропорция зависит от введения программ лояльности для покупателей. Например, если на федеральном уровне запустят госпрограмму по продаже Lada, будет всплеск спроса на новые автомобили.
Но, как полагает эксперт, именно сегодня – самое подходящее время для того, чтобы купить автомобиль.
– Есть примерно полтора месяца, чтобы сделать это по оптимальной стоимости. И лучше не тянуть. Уже сейчас некоторые бренды начинают урезать выгоды для покупателей, и с каждым днем этот процесс будет идти все активнее. Плюс к этому, идет рост ключевой ставки Центробанка (на днях она увеличилась до 19%). Она тоже очень сильно влияет на автомобильный бизнес: от нее зависят проценты по кредитованию клиентов. Плюс, у автодилеров есть своя финансовая нагрузка – факторинг от производителей. Примерно 50% автомобилей, выставленных на продажу, не выкуплены: они представлены дилерам по кредитным программам. Так что чем выше ключевая ставка, тем меньше дополнительных скидок сможет предлагать продавец. Все это по цепочке ведет к увеличению стоимости автомобиля, – объясняет руководитель ООО УК «Авторай».
К слову, вслед за подорожанием импортных машин цены могут поднять и отечественные производители. На них утильсбор напрямую не действует, но все это – звенья одной цепочки.
Утильсбор в России ввели в 2012 году. Цель была благой – стимулировать внутреннее производство автомобилей в стране. Из этих средств идет финансирование госпрограмм, направленных на поддержку автопроизводителей. Сейчас в России много предприятий, которые построили ушедшие корейские, японские, европейские компании. Не исключено, что для того, чтобы избавиться от утильсбора, в нашу страну придут китайские производители, которые откроют свои автозаводы. Последние годы показывают, что они очень быстро адаптируются к реалиям рынка.