70 лет назад Ульяновская область встретила новый 1954/55 учебный год с особым подъемом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1954 г. «О награждении орденами и медалями учителей школ Ульяновской области» к высоким государственным наградам были представлены 275 педагогов.

Орденом Ленина были удостоены:

  1. Алексеевский Федор Михайлович – инспектор школ Тереньгульского района
  2. Архангельская Вера Алексеевна – заведующая Аркаевской начальной школы Астрадамовского района
  3. Бакальская Алина Сергеевна – учительница Головкинской семилетней школы Старо-Майнского района.
  4. Баринова Александра Петровна – учительница Инзенской средней школы
  5. Биктимирова Марзия Мустафовна – учительница Эчкаюнской семилетней школы Ново-Малыклинского района
  6. Вознесенский Владимир Филиппович – учитель средней школы № 5 г. Ульяновск
  7. Волкова Елизавета Григорьевна – заведующая Больше-Станической начальной школой Карсунского района
  8. Десницкий Владимир Васильевич – заведующий учебной частью Гурьевской средней школы Барышского района
  9. Ефремова Наталья Васильевна – учительница средней школы № 6 г. Ульяновска
  10. Корнилова Матрена Ивановна – учительница Старо-Салаванской начальной школы Ново-Малыклинского района
  11. Кузюшин Яков Иванович – учитель Бештановской семилетней школы Барышского района
  12. Минервина-Мышкина Евгения Гавриловна – учительница средней школы № 7 г. Ульяновска
  13. Павлова Лидия Михайловна – учительница Старо-Майнской средней школы
  14. Паклина Клавдия Александровна – заведующая Канадейской начальной школы № 2 Николаевского района
  15. Плисова Анна Андреевна – учительница начальной школы № 4 г. Мелекесса
  16. Смирнова Галина Васильевна – учительница Вальдиватской средней школы Карсунского района
  17. Смыслова Антонина Ивановна – учительница Барышской семилетней школы
  18. Солодовникова Анна Ивановна – заведующая Ново-Малыклинским районо
  19. Сучкова Вера Абрамовна – инспектор школ Инзенского района
  20. Тарасова Мария Ивановна – учительница средней школы № 6 г. Ульяновска
  21. Чубаров Герман Васильевич – заведующий начальной школы № 22 г. Ульяновска

Этим же Указом – орденом «Трудового Красного Знамени» награждались 22 учителя, орденом «Знак Почета» 57 педагогов, медалью «За трудовую доблесть» были отмечены 68 учителей, еще 107 получили медаль «За трудовое отличие».

1954 г. принес в школы целый ряд перемен. С этого года было вновь восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Раздельное обучение школьников, введенное во время Великой Отечественной войны, просуществовало с 1943 по 1954 г. Так в городе Ульяновске действовало 11 школ с раздельным обучением.

В 1954 г. в Ульяновской области 1140 начальных, семилетних и средних школ распахнули свои двери для 160 тысяч учащихся. По разным причинам не были охвачены школьным обучением 2338 детей в возрасте от 7 до 15 лет, из них 1421 без уважительной причины.

Школа держала курс на всеобщее политехническое образование. Каждый учитель через свой предмет должен был обеспечить тесную связь школы с потребностями народного хозяйства. Вводились новые учебные планы и учебные программы, практически, по всем предметам. В начальных классах учебные программы были разгружены, формулировки непосильные для учащихся упрощены, частично сокращен и более рационально распределен по годам обучения материал по арифметике. Для пятых, шестых и седьмых классов были разработаны новые программы по русскому языку, истории, географии, литературе. Существенные изменения были внесены в программы по истории древнего мира и средних веков. Большое внимание уделялось культуре письменной и устной речи. В старших классах вводились новые программы по физике, литературе, психологии, логике, астрономии и черчению. Учебный курс «Конституция СССР» был сокращен по объему и приведен в соответствие с новыми данными исторической науки. В 1 – 4 классах появились уроки ручного труда, на которых обучали навыкам работы с бумагой, картоном, пластилином, деревом, тканями, проволокой. В 5 – 7 классах предусматривались обязательные практические занятия в учебных мастерских и на пришкольных участка, с обучением приемам ухода за растениями и животными. В 945 школах имелись пришкольные участки, на которых проводилась опытническая работа. Для 8 – 10 классов вводились основы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, обязательная практика в производственных мастерских. Для всех классов вводились новые программы по физической культуре.

Ульяновские школы стали оборудоваться лабораториями, специальными рабочими комнатами с инструментами и станками. Первые учебные мастерские и лабораторные классы появились в средних школах № 1, 33, 37 г. Ульяновска. Значительное количество часов отводилось лабораторным работам, с этой целью физические и химические кабинеты ульяновских школ пополнились новым оборудованием. Учащиеся должны были уметь пользоваться простым физическим и химическим оборудованием, проводить измерение, взвешивание, фильтрование, моделирование, наблюдение на местности.

Чтобы приблизить школу к производству, организовывались экскурсии на ведущие ульяновские предприятия. В школах устанавливался обязательный минимум экскурсий и лабораторных работ. В результате, окончив школу, учащиеся должны были «хорошо разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного труда» и быть готовыми прийти на производство.

В продолжение курса на трудовое обучение, в 1974 г. было принято постановление Совета Министров СССР об организации учебно-производственных комбинатов для «…ознакомления учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществления профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучения учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии». Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался с органами исполнительной власти и отделами народного образования.

По области в 112 учебных мастерских было установлено 515 станков для обработки металла и древесины, в 50 швейных мастерских были установлены 674 швейные машины. В сельских школах действовали 143 кабинета по механизации сельского хозяйства.

Ежегодно проводились городские и районные конкурсы среди школьников по различным профессиям: токаря, слесаря, столяра, комбайнера, тракториста, радиотехника, водителя, швеи, кулинара, кондитера. Для учащихся 8-9 классов г. Ульяновска трудовая подготовка проводилась по направлениям: металлообработка, автомобиль, радиотехника.  В Ульяновске были организованы классы по специальности. Так в средней школе № 3 обучали машинописи и стенографии, в школе № 59 осваивали специальность «слесарь радиоаппаратуры», в школах № 1, 15, 45 изучали автомобилевождение, в школе № 17 готовили кинодемонстраторов.

Используя накопленный опыт в профессиональной ориентации учащихся, были созданы первые межшкольные учебно-производственные комбинаты в Ульяновске и Димитровграде. Таких комбинатов в Ульяновске было три: в Ленинском районе на улице Гагарина, в Железнодорожном района на улице Хрустальной и в Засвияжском районе на улице Полбина. Один день в неделю старшеклассники обучались в УПК (Учебно-производственный комбинат).

По окончании обучения они сдавали квалификационные экзамены и получали первое в своей жизни «Свидетельство» об овладении трудовой специальностью. Навыки, полученные во время обучения, часто помогали учащимся уже во взрослой жизни. Многие с благодарностью вспоминали потом своих учителей, которые сумели дать ученикам необходимые трудовые навыки.

Автор: Галина Романова – заместитель директора ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области»