В минувшие выходные в Ундорах случилось знаковое событие: впервые за долгое время к берегу подошел теплоход, с которого высадились пассажиры. На четырехпалубном судне «Россия» был организован необычный «тайный» круиз: его участники не знали, куда именно их повезут и что покажут. В числе секретных населенных пунктов оказались Ундоры и Сенгилей. На берег туристов доставляли экстремально, на резиновых лодках – причальной инфраструктуры в обоих населенных пунктах сейчас нет. Всплеск внутреннего туризма привел к тому, что в этом году стоянки в речпортах во многих городах России были переполнены: суда порой причаливали по 10-15 в борт друг к другу. Ульяновск тоже попал в этот туристический «бум». В этом году в наш город зашли 168 круизных теплоходов – на треть больше, чем в 2023-ем. По словам заместителя директора по развитию Музея-заповедника Оксаны Соловей, в этом сезоне приходилось принимать по пять судов одновременно. «Родина В.И. Ленина», как туроператор, научились с этим справляться: разводили группы по времени, проводили различные экскурсии, показывали разные объекты Ульяновска.
На территории Ульяновской области федеральный туроператор выбрал две точки – Ундоры и Сенгилей. И там, и там есть особенность – причалить к берегу теплоход не может. Хотя еще несколько десятков лет назад судоходство здесь было развито. В итоге теплоход остановился на рейд на расстоянии от берега, а туристов перевезли в спасжилетах на больших резиновых лодках. По признанию участников круиза, им этот элемент экстрима понравился. К слову, в Музее-заповеднике ожидали, что в тайный круиз отправятся в основном активные молодые люди. Но приехало много людей пожилого возраста, семей с детьми. В Ундорах туристам показали музей, свозили на завод «Волжанка», поводили по берегу с окаменелостями. В Сенгилее Музей-заповедник подготовил свою программу: была организована экскурсия, продажа товаров от местных производителей.
Эта туристическая история в очередной показала, что регион нуждается в развитии причальной инфраструктуры. По словам руководителя регионального Агентства по туризму Дениса Ильина, последний проект по строительству причала сквозного типа (именно такой позволяет причаливать большим судам там, где невозможно подойти к берегу) построил частный инвестор – Ульяновский речпорт – у зеленой стоянки в селе Красный Яр. В проект была вложена «достаточно серьезная сумма».
По его словам, самое оптимальное место для причаливания в районе геопарка – деревня Городищи. В советские времена туда ходили омики и теплоходы, были причальные сооружения, можно было подойти к берегу. Сейчас ситуация иная – русло реки, впадающей в Волгу в Городищах, заилилось, его нужно расчищать и углублять. К слову, суда раньше ходили и в сами Ундоры. Фото из архива Владимира Филиппова из группы “Природа, антропология, история Симбирского края”, 1950-1970-е годы. В регионе создан проектный офис по развитию геопарка «Ундория» под председательством главы регионального кабмина Владимира Разумкова. В дорожную карту включена проработка возможности строительства здесь причального сооружения сквозного типа.
Что касается причала в Сенгилее, то, по словам Ильина, небольшие подвижки есть, идут судебные процессы:
Напомним, в ноябре прошлого года член совета директоров АО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов пожаловался генпрокурору Игорю Краснову на несговорчивость Росимущества:
Причал в Сенгилее, который находится в ветхом состоянии. Ульяновский речпорт готов его восстановить, но взять объект в аренду и сделать капремонт не получится: это задача владельца — Росимущества. В апреле нынешнего года МТУ Росимущества в республике Татарстан и Ульяновской области выставляло аренду пассажирского причала в Сенгилее на аукцион (начальная цена – 240,367 тысячи рублей за год). Но торги были отменены по решению Арбитражного суда – истцом выступил речпорт. |
|