В ульяновских учебных заведениях учат не тому – такой вывод делают работодатели. В регионе сложился дефицит по ряду профессий, обучаться которым приходится не в ссузах или вузах, а прямо на рабочих местах, либо на курсах, организованных самими компаниями. Кроме этого, на рынке труда складывается явный перекос: на многих производствах нужны специалисты со средним профессиональным образованием, но работу ищут в большинстве своем выпускники вузов.

«Нулевые знания»

Пример из собственной практики рассказал генеральный директор оператор международной торговли и логистики ВАВС Дмитрий Нестеров.

– У нас есть потребность в специалистах по международной логистике или международным торговым операции. Такие специалисты нужны практически на всех более-менее крупных предприятиях, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Но их не готовят ни в одном ульяновском учебном заведении. Есть специалитет «Таможенное дело» в УлГУ, где студентов пять лет заставляют учить наизусть Таможенный кодекс. Но это только малая часть международной логистики, – считает Нестеров.

По его словам, работодатели вынуждены сами обучать выпускников с «нулевыми знаниями». В ВАВС есть бесплатная Школа ВЭД – для студентов, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью. Каждый год в октябре-ноябре компания нанимает за свой счет преподавателя из вуза, который курирует учебные группы, снимает с работы специалистов, которые читают студентам лекции. Лучших выпускников зачисляют в штат компании.

– Мы принимаем всех желающих – для этого нужно в течение года оставить заявку на сайте и пройти несложное тестирование, по которому мы оцениваем, есть ли у человека желание учиться, интеллект и навыки работы с компьютером. Договариваемся с разными предприятиями, которые устраивают у себя экскурсии, чтобы показать, зачем нужна профессия, которой мы учим. Эта инициатива всегда исходит от нас, работодателей. К сожалению, вузы варятся в собственном соку и не взаимодействуют с конечными потребителями – предприятиями, для которых и обучают студентов, – отмечает руководитель ВАВС.

Дмитрий рассказывает, что вузы, конечно же, не против, если бизнес берет на себя обучение. Но и активно этому не содействуют. Был случай, когда логисты попросили предоставить им бесплатно аудитории для обучения студентов. На это ректор согласился, но с условием, что минимум пять выпускников будут трудоустроены в компанию.

– Я ответил, что готов взять хоть десять человек, если они сдадут наши вступительные экзамены – тестовые задания. А если студенты будут «пустышками», зачем они нам? Я готов взять преподавателя вуза, чтобы он понял, что такое профессия, как ей нужно обучать. В другом университете нам предложили за наши деньги подготовить группу студентов. Мы отказались – как правило, их студентов мы не готовы брать и бесплатно, а уж тем более платить деньги, – говорит Нестеров.

У него есть предложение: назначить при правительстве Ульяновской области деятельного куратора, который взаимодействовал бы с учебными заведениями и работодателями. У промышленников, как правило, есть потребность в специалистах, но нет времени и умения организовать самостоятельно их обучение. Вузы же нужно подталкивать к взаимодействию. Если бы у такого куратора был KPI по организации совместных программ и проведению мастер-классов, дело бы сдвинулось с мертвой точки.

– Эти проблемы не решаются десятилетиями, нужно о них говорить. Официальные госпрограммы не соответствуют актуальным потребностям работодателей. Появилось много специальностей, которых нет в государственных ведомостях. Либо программы обучения безнадежно отстали, из-за чего после окончания вуза выпускник не может работать сразу по специальности. Поэтому зачастую тратятся бюджетные деньги, а результата (то есть, выпускников с нужными знаниями) – ноль, – считает Дмитрий.

Оперативно и кардинально изменить программу обучения под нужды работодателей в вузах нереально: это процесс длительный, требующий различных согласований. Но, как пояснили в Ульяновском государственном университете, вуз реагирует на потребности. Все без исключения основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) в УлГУ ежегодно пересматриваются и утверждаются для очередного набора первокурсников.

– Кроме внедрения обязательных изменений, исходящих от Минобрнауки России в соответствии с современными трендами развития отечественного образования, в УлГУ реализуется уникальная для региона система гибкого и своевременного реагирования на запросы индустрии. В том числе, за счет открытия новых ОПОП и донастройки реализуемых с требуемыми профилями подготовки и специализациями, – рассказали в вузе.

Все программы бакалавриата и специалитета в университете разработаны в формате гибких индивидуальных образовательных траекторий с ориентацией на «сформированную совместно с индустриальными заказчиками модель «эталонного выпускника», предусматривающую максимально приближенную настройку цифрового профиля студента под востребованный работодателями профиль будущего специалиста».

– В соответствии с возникающими требованиями индустрии, происходит быстрое изменение содержания программ, привлекаются индустриальные партнеры к их разработке и реализации. Кроме основной квалификации, такие программы предусматривают получение и второй бесплатной квалификации, – уточнили в УлГУ.

Таким образом, в вузе считают, что первичны потребности работодателей, и готовы на них реагировать.

В поисках маляров

Есть и истории, связанные с дефицитом специалистов со средним профессиональным образованием. По данным регионального Агентства по развитию человеческого потенциала, в Ульяновской области сегодня наиболее востребованные профессии – сварщик на машинах контактной сварки (99 вакансий), фрезеровщик (94),  слесарь механосборочных работ (85 единиц), оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок (72), токарь (70), продавец продовольственных товаров (52), повар (35) и швея (20).

По нашим данным, есть острый дефицит в малярах (не малярах-штукатурах, работающих по фасадам, а тех, кто занимается внутренними работами – на них в регионе учат). В таких специалистах нуждаются на многочисленных мебельных производствах, которых в Ульяновске более ста. Мебельщики не могут запустить обучение специалистов «для себя» – конкуренция высокая, и нет гарантии, что человек не уйдет на другое предприятие, где предложат зарплату повыше.

В региональном Минпросвещения пояснили, что отдельной профессии «Маляр» в федеральном перечне среднего профобразования нет. Но нужные компетенции дают студентам, которые обучаются по профессиям: «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ» и «мастер общестроительных работ»:

– В 2024/25 году на эти профессии выделено 100 бюджетных мест в Ульяновском колледже градостроительства и права и Ульяновском многопрофильном техникуме. По запросу работодателей возможно проведение коротких программ профессионального обучения по специальности «Маляр».

В министерстве также отметили, что перечень перспективных и востребованных профессий и специальностей утверждается ежегодно Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. Данные перечни формируются на основе опроса работодателей и учитываются при формировании контрольных цифр приема.

– До 90% профессий, указанных в перечне востребованных профессий и специальностей, реализуется в колледжах и техникумах за счет средств областного бюджета. Лицензирование новых профессий осуществляется в рамках реализации федеральной программы «Профессионалитет» под заказ работодателя с их непосредственным участием в оснащении материально-технической базы колледжа.

Но, по словам, Дмитрия Нестерова, важно, чему именно учат в учебных заведениях:

– Например, логисты в ссузах изучают три года определенную конфигурацию 1С, на которой никто не работает. Если бы не IT-компании, взаимодействующие с УлГТУ, уверен, и там бы студенты учились устаревшим языкам программирования и совершенно не тому, что нужно работодателям. Да, крупные предприятия, вроде «Авиастара», могут себе позволить плотно работать с учебными заведениями, но это единичные примеры и их мало. От дефицита кадров страдает еще и большой пласт малых и средних предприятий. Нужно, чтобы учебные заведения были заинтересованы не только в количестве выпускников, но и в качестве их знаний.

Айтишников не хватает, журналистов в избытке

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оубликовал исследование, посвященное кадрам и трендам рынка. Главные выводы:

  • В текущем виде система как высшего, так и среднего профессионального образования полностью не готова к эффективному ответу на имеющиеся и перспективные вызовы. Это проявляется в наличии
    мощнейших структурных дисбалансов между спросом и предложением специалистов как по уровням системы образования, так и по группам профессий и специальностей.
  • Есть заметный избыток специалистов с высшим профобразованием при нехватке специалистов со средним профессиональным образованием.
  • Ощущается острая нехватка инструментов и методик выявления текущих дисбалансов в части спроса и предложения специалистов, на основании которой можно было бы формулировать предложения по совершенствованию системы образования. Появляющиеся новые инструменты, хотя уточняют и дополняют картину, не могут быть напрямую использованы для выработки рекомендаций. Например, стартовавший инновационный мониторинг трудоустройства выпускников по сути предоставляет лишь данные о доле трудоустроившихся и получаемой ими зарплате. Одних этих данных недостаточно для оценки как текущей, так перспективной востребованности выпускников

Группы специальностей с максимальным дефицитом выпускников (процент удовлетворенности прогнозного спроса)

Группы специальностей с максимальным избытком выпускников (количество на одно рабочее место)