В ближайшее время ульяновских автомобилистов ждут сложные времена. Из-за сложностей с проведением платежей в Китай автозапчасти начинают дорожать еще больше – в плюс к скакнувшим ранее ценам. Поставщики ищут новые пути обхода санкций, меняют логистику, платят посредникам за проведение транзакций. Все это сказывается на конечных потребителях: издержки ложатся на их плечи. До Ульяновска резкий скачок цен на автозапчасти еще не дошел, но в местных автосервисах уже прогнозируют, что скоро придется ремонтировать автомобили “дедовскими” методами, как в советские времена. Узнали, что происходит сейчас на рынке автозапчастей, автомобилей и беспилотников.

Назад, в прошлое

На днях поставщики автозапчастей заявили о сложностях проведения платежей с китайскими партнерами. Причина – санкции, которые наложили на Китай США за торговые операции с Россией. По данным Российского союза автостраховщиков, в настоящий момент лишь около 70% контейнеров из Поднебесной успешно доходят за 15-30 дней. Остальные задерживаются на этапе отправки. А если транзакция не проходит, контейнеры возвращаются обратно.

Компании-поставщики вынуждены для проведения платежей обращаться к посредникам, что повышает стоимость доставки. Прогноз, который уже дали эксперты – рост цен на автозапчасти еще на 20-30%. Еще – плюсом к подорожанию, которое произошло за этот год на 15 и более процентов.

Мы уже писали, что ульяновские бизнесмены испытывают сложности с проведением платежей в Китай. Ситуация в августе была схожей: приходилось доплачивать за то, чтобы платежи дошли, а комиссия порой превышала маржу. Чтобы продолжать работу, предприниматели искали посредников, которые имели оборот за рубежом без российского следа – чтобы избежать действия санкций. Сейчас все повторяется. По мнению экспертов, это системная проблема, которая то решается, то снова становится сложной. Итог – в цену запчастей теперь закладывают стоимость «доставки» денег».

Аналитический ресурс «Чек Индекс» подсчитал, что стоимость автотоваров (в которые входят запчасти, смазочные материалы, автохимия, аксессуары и дополнительное оборудование) в сентябре 2024 года выросло на 41% по сравнению с сентябрем 2023-го. Средний чек в автомагазинах на детали составил 7,4 тысячи рублей.

Эксперты подсчитали, что очень сильно с начала года подорожали детали для всех популярных иномарок – в частности, европейских, входящих в Volkswagen Group (+73%), и корейских (+24%). Розничная цена на запчасти больше всего выросла на автомобили Skoda (+78%), Volkswagen (+74%) и Audi (+69%). Единственным брендом, запчасти для которого подешевели, стала Mazda (–12%).

– Мы в последнее время заказывали качественные китайские аналоги для европейских, корейских, японских и американских автомобилей. Про оригинальные наши клиенты в последнее время даже не говорят – все хотят сэкономить. Пока сильного повышения цен мы не увидели. Но наши поставщики уже предупредили, что стоит к этому готовиться. Пока еще запасы на складах у них есть. Но все заканчивается. У нас уже есть клиенты, которые спрашивают, сможем ли мы «нашаманить» что-то своими руками, без заказа запчастей. Мастера есть, поправить сможем, но вопрос – надолго ли? Мы не японский конвейер. Когда-то, при дефиците запчастей в СССР, так и делали – давали аналог «дяде Васе», он вытачивал на станке. Так что думаем над тем, что придется возвращаться в прошлое, – рассказал владелец одного из ульяновских автосервисов.

В сети магазинов автотоваров в Ульяновске отметили, что стараются переформатироваться на отечественных производителей: с поставками из Турции и Казахстана в последнее время тоже случаются проблемы:

– Партнеры по запчастям, с которыми мы сотрудничаем, давно озаботились собственными торговыми марками и делают их на заводах в Китае. Что теперь с ними будет, сказать сложно, покажет время. Но в любом случае спрос на автотовары постоянно растет. Если предложение на рынке сократится, повышение цен неминуемо.

Из-за последних событий могут сильно пострадать владельцы китайских автомобилей. Недавно таксисты пожаловались, что некоторые модели из Поднебесной после 150 тысяч километров пробега превращаются в груду железа. И это с учетом того, что сегодня цены на авто из КНР стартуют хорошо за миллион.

Готовьтесь раскошелиться

По словам сооснователя компании DroneX по производству беспилотников, профессионала в сфере электротранспорта, специализирующегося на импорте электромобилей из-за рубежа, их обслуживании и установке зарядных станций в регионе Артема Тимофеева, последние события для обычных ульяновцев выливаются в неприятные вещи:

– Машина сломалась — готовься раскошелиться. Или поставить на прикол на несколько месяцев. Ремонт и обслуживание автомобилей за последние 9 месяцев подорожали на 31%. А если у тебя электромобиль, ситуация еще веселее. Специалистов мало, сервисов кот наплакал. Обучение мастера на электромобили даже только в Китае стоит 25 тысяч долларов — сумма, мягко говоря, неподъемная для многих. Запчасти снова-таки из Китая, который может прикрыть лавочку в любой момент. Эта ситуация влияет и на производство дронов. Мы, кстати, предвидели то, что из-за рубежа будет тяжело что-то достать и обстановка будет только ухудшаться, поэтом решили производить БПЛА с нуля сами. И не прогадали. Китайские компоненты дорожают, поставки задерживаются. Автосервисам приходится извращаться, искать обходные пути, тратить дополнительные 5–10% на комиссию за передачу денег поставщикам через хитрые схемы. Всё это ложится на себестоимость, а значит, и на карман конечного потребителя. Все эти глобальные политические игры бьют по нам, простым людям. По статистике, уже больше 10% клиентов выбирают исключительно недорогие запчасти для ремонта. Люди начинают экономить, переходят на бюджетные варианты. Но и тут не все гладко — дешевые аналоги не всегда гарантируют качество и безопасность.

Также стоит быть предельно осторожными тем, кто хочет приобрести импортный автомобиль и при этом сэкономить. По словам нашего источника, количество случаев мошенничества, когда посредники берут деньги и либо привозят битое авто, либо вообще пропадают, множится:

– Автомобили европейских, японских, американских брендов можно приобрести через надежных игроков рынка – бывшие автосалоны, которые ранее представляли мировые компании и имеют опыт работы и средства, соблюдают законы и завозят нужные модели по параллельному импорту. Либо через перекупов, количество которых за последние два года увеличилось кратно. Бывает, что они не выполняют свои обязательства. Покупатель может подать на них в суд, выиграть и потом бескоенчно долго ждать возврата денег. К сожалению, сегодня приобрести эксклюзивную модель, с которой по тем или иным причинам не хотят связываться крупные игроки, можно только через перекупов.

Цены на автомобили выросли кратно. К примеру, Toyota RAV4 до ковида стоила 1,5 млн рублей, два года назад – 2,2 млн, а сейчас авто, привезенное через поставщика из Китая, в Ульяновске можно купить за 4,6 млн рублей. Новый утильсбор прибавляет от 50 до 100% к стоимости автомобиля. Эксперт советует не вестись на объявления, которые гарантируют доставку авто “по старым ценам”: сегодня это фактически невозможно. Даже в дружественных странах – например, Казахстане. Таможня проверит декларацию автомобиля, завезеннеого на территорию ЕАЭС. И если выяснится, что сборы были заниженные, новому собственнику придется доплачивать 30-40% от стоимости авто. Дешево и сердито, увы, больше не получится.