Две недели назад директором хоккейной «Волги» был назначен экс-министр спорта региона Николай Цуканов. Он возглавил новую команду, в которую перешли игроки прежней «Волги». Сделано это было для того, чтобы ульяновские хоккеисты смогли принять участие в Чемпионате России. В интервью Улпрессе Цуканов рассказал о перспективах «Волги» в этом сезоне, ее финансировании, переменах в управлении и желании сделать из наших ребят медийных звезд.
Разумный эконом-режим
– Для многих стало неожиданностью, что хоккейный клуб «Волга» обновился. Что произошло?
– Весной у нас сильно обновился состав. Ушли десять игроков: у них закончились контракты, плюс весной хоккейный клуб страдал от недостатка финансирования, возникли юридические проблемы, невозможно было получать ни средства на счета, ни субсидии от регионального Министерства спорта. Возникла прямая угроза, что клуб не сможет подать заявку на чемпионат России из-за ареста счетов и отсутствия финансирования.
Губернатор Алексей Русских пригласил меня и министра Николая Скобелина к себе. Сказал, что ситуация очень сложная, времени мало. Команда у нас есть, она молодая, но дееспособная и боевая. Нужно сделать все возможное, чтобы ребята играли в Чемпионате России. Для этого необходимо было создать новое юридическое лицо, которое стало правопреемником ХК «Волга» с новым руководством в моем лице.
Так и получилось: появилось АНО «Профессиональный хоккейный клуб «Волга». Теперь наш учредитель – Минспорта Ульяновской области, а у прежнего клуба была региональная Федерация по хоккею с мячом.
– Откуда у «Волги» взялись финансовые и юридические проблемы? Ведь средства выделялись, каждый год шли субсидии…
– Ни для кого не секрет, что в Арбитражном суде сейчас рассматривается иск Минспорта о возврате субсидий. Они разыгрываются на конкурсной основе, есть ряд требований, которые клуб должен был выполнить. А он им не соответствовал по ряду причин.
Плюс скопилась достаточно приличная задолженность по налогам и зарплате, поэтому счета у «Волги» были закрыты. В клуб нельзя было завести финансы. Сейчас долги у «старого» клуба ликвидированы, остался вопрос с арбитражем.
– Каково финансовое положение у новой «Волги»?
– В этом сезоне финансирование идет в разумном эконом-режиме. Меня поставили как опытного менеджера-управленца, чтобы никаких денег зря не было потрачено. Должны быть разумные цели, разумные задачи, мы должны исходить из имеющегося объема финансирования.
Сейчас клуб участвует в розыгрыше субсидий от областного Минспорта. Мы теперь к нему ближе и более ответственно относимся к решениям учредителя. Деньги заводятся на следующий год в том объеме, с которым, не тратясь на игроков со стороны, мы должны отыграть спокойно, без каких либо задолженностей. Мы оплатили все налоги, закрыли зарплату за сентябрь.
– На экипировку, оборудование хватает?
– Сейчас команда готова, мы готовы зайти в Чемпионат России полностью укомплектованными.
– А каков бюджет команды?
– Озвучить его я не могу, но скажу что бюджет «Волги» на порядок ниже, чем топовых клубов, таких, как, например, «Кузбасс». Мы почти в 10 раз отличаемся.
Зацепиться за плей-офф
– Все члены команды перезаключили контракты?
– Как только губернатор дал мне поручение, я вместе с «Волгой» съездил на Кубок России в Кузбасс, посмотрел ледовую арену. Сживался с командой, смотрел, как игроки, тренерский состав себя ведет, какая модель у нас на выезде работает. Мы договорились о том, что команда должна сохранить себя полностью на всех тех же условиях, которые были. И задача, поставленная губернатором – сохранить ребят, чтобы команда была боеспособной. Так что клуб у нас поменялся, а команда осталась на прежних условиях – спортсмены, главный тренер, тренерский состав.
Тут нужно понимать, что сейчас –начало сезона. Команда готовилась с этими тренерами, и менять сейчас что-то кардинально – значит навредить.
– Покупать новых игроков, как я поняла, вы не планируете?
– Сезон у нас уже, можно сказать, начался. Сейчас команда финансируется в эконом-режиме – в регионе нет излишка денег. Спортсмены должны играть, накапливать опыт. Ребята очень молодые – средний возраст 21-22 года. В истории, наверное, еще такого не было, чтобы «Волга» таким составом играла в Суперлиге.
Закупка четырех-пяти игроков сейчас значительно нас не усилит. А если мы говорим о дальних перспективах, нужно 2-3 сезона, чтобы сделать более опытную, стабильную, мастеровитую команду. Решение лежит на поверхности: нужно не дергаться, не тратить деньги, которых в принципе еще и нет, а просто дать возможность нашим ребятам показать свой опыт, молодость, смелость, чтобы они получили хорошую игровую практику. Думаю, стратегически это более верное решение, чем брать сейчас игроков со стороны, и команду этим, возможно, даже дестабилизировать.
Кстати, не скажу, что у нас все «зеленые» – половина команды обкатанная, ребята имеют «острые зубы». Это мы доказали на Кубке России, когда вышли в полуфинал. Никто от нас не ожидал такой прыти. Так получилось, потому что тренерский состав рано начал готовить команду и подвел ее на пик именно на Кубок, когда остальные команды были еще на «спящих» ногах, без большого объема ледовой подготовки.
Для нас результат на Кубке был очень важным. Выход в полуфинал – это серьезно, ребята выполнили нормативы мастеров спорта России, для них это значимая веха. Я тоже был очень был рад, что принес такой «фарт» команде, разделил с ними эмоции. Но это первый успех, не стоит радеть что мы такие сильные-сильные. Все же Чемпионат России — это соревнование «в долгую», где молодость против опыта и мастерства будет показывать себя скачкообразно. Молодежь, к сожалению, пока нестабильна в результатах.
– Какую задачу вы ставите перед «Волгой» в этом сезоне?
– Задачи ставит тренерский совет, мы решили не понижать планку В прошлом году команда стала десятой, но тогда в составе были более уверенные, опытные и обкатанные игроки. Так что сейчас для нас десятое место – это повышенное требование к самим себе. Но ребята хотят бороться, и если будет хоть какой-то шанс зацепиться за плей-офф, будем делать это всеми силами.
Делать звезд
– Вы будете что-то менять менять в управлении командой? Со стороны наверняка видели что-то такое, что хотелось бы изменить…
– Конечно. Прежде всего, у нас должна быть финансовая дисциплина. Нужно строго учитывать деньги, которые нам выделяются. Второе – необходимо отладить взаимодействие со спортивной школой и дворцом спорта «Волга-Спорт-Арена». «ВСА» – это наш родной дом, но какие-то моменты во взаимодействии были потеряны. То же касается работы со спортшколой, от которой зависит, какие нам будут поставляться кадры. Пока есть определенные трения между тренерскими составами.
Третье: хоккейный клуб – это больше, чем просто хоккейная команда. Он должен активно взаимодействовать с болельщиками, работать над узнаваемостью в регионе, позиционированием. Нужно активизировать работу с точки зрения бренда, пиара. Для болельщиков очень важно прийти на матч и получить эмоции, возможность общения. Здесь мы попытаемся действовать по-новому.
– Будете делать медийных звезд?
– Кто-то, наверное, скажет, что ребята молодые, сейчас начнут везде проигрывать, а вы хотите их пиарить. Но это нужно делать, потому что это наши ребята, с нашего двора, района, города. И их узнаваемость позволит привлечь разные категории болельщиков. Тех, кто очень хорошо разбирается в хоккее, кто знает все нюансы, тактические моменты, достаточно немного на трибунах. Большинство – это те, кто хочет посмотреть матч, для них важно другое. Они хотят знать, как тренируются игроки, чем они живут, что они едят, чем занимаются.
Все это может к нам привлечь детей. Мы хотим, чтобы к нам приходили семьями, чтобы девчонки на наших молодых мальчишек смотрели, студенты присутствовали на матчах. А для них очень важна околоспортивная составляющая. Так что у хоккеиста главная задача – играть, забивать и выигрывать. Но с другой стороны, он может быть интересен как человек.
– Что вы для этого хотите сделать?
– Одна из задач, которую мы уже решили с «Волга-Спорт-Ареной» – перенос музея хоккея с мячом, который у нас располагался в дальнем крыле «ВСА», на третий этаж, ближе к трибунам. Чтобы до матча, в перерыве болельщики могли посмотреть, что такое хоккей с мячом.
Второе – у нас билеты никак на матчи не оформлены, это обычные чеки. Мы будем в подарок всем, кто их купил, дарить карточки игрока – с его фото, характеристиками. После игры можно будет подойти к хоккеисту, взять у него автограф. Каждый домашний матч будет новый игрок, новые карточки.
Это плюс и для повышения узнаваемости ребят, и подарок для болельщиков. Кстати, эти карточки не затратная вещь, не стоят каких-то серьезных денег, нам их обеспечивают наши партнеры-спонсоры.
Наши ребята – уже звезды: с 5 лет они занимаются этим видом спорта, пропагандируют здоровый образ жизни, играют за родную область. И им очень нужна поддержка болельщиков. С 1997 года «Волга» не выигрывала медали чемпионата России. И болельщики, наверное, уже устали от того, что команда плетется ближе к хвосту. Но ребята бьются, играют, они всеми силами хотят выигрывать. Если проигрываем – это тоже эмоция, и хочется, чтобы болельщики нас в этот момент услышали, поняли, поддержали.
Вообще я считаю, что перспектива у нашей команды очень хорошая.
– Почему?
– 90% игроков – наши, ульяновские. В течение двух-трех сезонов мы будем их накатывать, чтобы они росли вперед, к медалям. Важно сохранить костяк, чтобы они не уходили из клуба. А для этого, в том числе, нужна и поддержка болельщиков.
С детства на коньках
– Прежде директором команды был Марат Шакуров. Как он отнесся к тому, что вы заняли этот пост?
– Мы давно друг друга знаем, и это нам очень сильно помогло. Мы были в очень ограниченных условиях по времени подачи заявки на Чемпионат России. Клуб начал набирать ребят с 17 октября, а заявку надо было подать 22 октября. И мы вместе сделали максимально безболезненный переход игроков, на доверии.
Так сложилось, что в 2018 году я стал министром спорта, а Марат Растямович – директором хоккейного клуба, который до него был доведен до банкротства. Так что оба хорошо понимали, что важно было сохранить команду.
– Все домашние матчи будут проходить в «Волга-Спорт-Арене»?
– Да, плюс у нас есть резервный стадион в Димитровграде. Но планируется именно наш дворец.
– Будут бесплатные билеты?
– У нас есть абонементы для ветеранов, топовых болельщиков, родственников игроков. Мы сейчас решаем вопрос о взаимодействии с «ВСА» – кому должны юридически принадлежать права на продажу билетов. Но точно скажу, ценовая политика останется той же. И еще обсуждаем вопрос, как сделать разумное сочетание доходов и расходов. Ведь есть затраты «ВСА» на проведение матчей, и есть затраты клуба.
– Что-то планируете к 90-летию хоккейного клуба?
– На Кубке губернатора, который прошел недавно в «Волга-Спорт-Арене», сборная ветеранов сыграла со сборной страны – это мероприятие прошло благодаря Марату Шакурову. Мы, как новый клуб, готовим определенную атрибутику, мерч, связанный с юбилеем. Думаю, что-то обязательно еще придумаем, чтобы было интересно.
– Николай Валерьевич, что лично для вас хоккей с мячом?
– Я вырос на Нижней террасе, рядом со стадионом «Волга». Мы всегда были на коньках, но я серьезно занимался в этот момент дзюдо. И в ДЮСШ «Волга» меня не взяли, потому что я плоховато катался. Во дворе играл в хоккей с шайбой. Мы правдами и неправдами бегали на стадион на хоккейные матчи, выпрашивали клюшки, мячики.
Жизнь команды в тот момент была очень насыщенной, для нас это были спортсмены высокого уровня. Мой отец был активным болельщиком. Помню, он собирал вырезки газетные, знал всех игроков, посещал все матчи.
15 лет я возглавляю любительский клуб «Волга» по хоккею с шайбой – создал его сам, являюсь его капитаном. И судьба теперь привела меня в клуб, игру которого я видел с детства.