В Арбитражном суде Ульяновской области рассматривают иск МБУ «Симбирцит» к Контрольно-счетной палате Ульяновска. Сеть молодежно-спортивных клубов оспаривает акт, принятый КСП по итогам проверки реализации МБУ муниципальной программы по летнему трудоустройству молодежи на общественные работы. Контрольно-счетная палата посчитала, что около 13 млн рублей, выделенных из бюджета, были расходованы нецелевым образом. Причина – не совсем точная фраза, которая указана в муниципальной программе. Если акт не отменят, более двум тысячам подростков придется возвращать заработанные прошлым летом деньги.

Программа трудоустройства подростков начала действовать в Ульяновске в 2010 году. Ее новая редакция была принята в 2013-ом – она актуальна и сейчас. Финансируется программа из городского бюджета. По словам директора МБУ по работе с подростково-молодежными клубами «Симбирцит» Александра Телепнева, реализацию программы раз в три года проверяли возможные органы, включая Контрольно-счетную палату Ульяновска: «И всех все устраивало».

Обычно за лето через «Симбирцит» трудоустраивали 200-300 подростков. Но с прошлого года, по решению мэра и при поддержке губернатора, финансирование программы выросло.

– В 2023 году мы трудоустроили на лето 2400 человек, в этом – 2200 (чуть поменьше из-за повышения МРОТ). По этому показателю Ульяновск первый в ПФО. В первый год были опасения – наберем ли детей? Сейчас начинаем записывать с января – конкуренция сильнейшая. Родители жалуются, что к нам сложно попасть, к маю набираем уже более чем две тысячи человек. Летом подростки занимаются благоустройством города. И это не просто «палка, метла, лопата», а гражданско-патриотическое воспитание. В мае мы объявляем конкурс, дети выбирают знаковое место Ульяновска, объединяются в группы, изучают его, пишут проект – как бы они хотели видеть это место. А мы получаем готовые трудовые отряды из самых активных ребят, – рассказал Телепнев.

В октябре 2023 года Контрольно-счетная палата проверяла, как реализуется программа по трудоустройству подростков. Итоги проверки шокировали руководство сети клубов – в акте было сказано, что бюджетные деньги (речь идет о приличной сумме – около 13 млн рублей) использованы нецелевым образом. Суть претензии заключалась в том, что в программе написано про молодежные трудовые объединения, а несовершеннолетних оформляли в молодежные трудовые отряды. По мнению заместителя руководителя Контрольно-счетной палаты, это является нецелевым использованием средств.

– Проверка прошла осенью 2023 года, а акт нам прислали в нынешнего года, когда уже были набраны подростки в летние трудовые отряды. На вопрос, почему, в Контрольно-счетной палате ответили, что «имеют такие полномочия». По регламенту, если выявлено нецелевое использование, мы должны были программу приостановить и не трудоустраивать в этом году подростков. А их уже набрали! Нам пришлось как можно скорее подать иск в Арбиртажный суд, чтобы выиграть время, и попросить принять обеспечительные меры – отменить действие предписания Контрольно-счетной палаты. Суд пошел нам навстречу. Детей этим летом трудоустроили, – рассказал Александр Телепнев.

Руководитель «Симбирцита» говорит, что акт читали и глава города Александр Болдакин, и спикер Гордумы Илья Ножечкин: «Все говорят, что это чушь, понимают, что деньги выплачены правильно, но разбираться оставили нас. 10 лет не было никаких претензий к программе, а тут нашлись». Руководитель распорядителя бюджетных средств по программе – Управления физической культуры и спорта Евгений Демешко заявил, что также не согласен с выводами КСП:

– Было подготовлено и направлено в Арбитражный суд Ульяновской области исковое заявление об оспаривании ненормативного правового акта Контрольно-счетной палаты муниципального образования «город Ульяновск», в котором Управление просит признать незаконным п. 1 справки о выявленных нарушениях и недостатках, являющийся приложением к представлению Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» от 08.07.2024 Nº 8, вынесенное в отношении Управления и о признании незаконным п. 20 Акта Контрольно-счетной палаты муниципального образования «город Ульяновск» от 31.05.2024 Nº 5.

Александр Телепнев уверен, что вопрос можно было бы решить иным путем: КСП могла бы просто потребовать внести соответствующую корректировку в программу по трудоустройству и вписать правильную фразу:

– Мы бы за полчаса откорректировали, поменяли «отряды» на «объединения» – без проблем. Но проверяющие написали «нецелевое использование». Замруководителя КСП уже заявил, что мной «займется следователь». По федеральному закону, если акт проверки не будет отменен, мы должны будем подать в суд и удержать с более чем двух тысяч подростков «незаконно выплаченные деньги». Как это будет выглядеть? Большая часть участников трудовых отрядов – дети участников СВО, из малоимущих семей. За 10 дней они получали по 4500 рублей, мы шли им навстречу, чтобы они отработали по 2-3 смены. Для них полученные 15-16 тысяч это большие деньги, своеобразная социальная поддержка. И им нужно их вернуть? Это просто диверсия, направленная на то, чтобы вызвать социальную напряженность.

К резонансному делу подключился член Общественной палаты РФ Александр Луконин. У его сына Владислава (гвардии старший лейтенант погиб во время проведения специальной военной операции 7 марта 2022 года, посмертно был удостоен ордена Мужества) самой первой записью в трудовой книжке был трудовой отряд МБУ «Симбирцит».

–  Взыскание заработной платы, с несовершеннолетних детей, участвовавших в работе молодежных трудовых отрядов, вызовет не только резонанс в семьях, зачастую малообеспеченных, но и необратимые последствия для имиджа государственных органов власти. В данной ситуации крайними могут остаться дети. И это происходит в Год семьи, объявленный Указом Президента РФ. Я подключился как член Общественной палаты РФ и как отец, у которого оба ребенка в свои 14 лет получили трудовые книжки, работая в молодежных трудовых отрядах. Подобные действия конкретного представителя контролирующего органа считаю чистой провокацией. В данном виде их можно рассматривать как попытку раскачать ситуацию, снизить доверие населения, особенно в глазах подростков. Иначе как предательство государственных интересов в сфере воспитания детей и молодежи назвать не могу. Я бы вообще инициировал проверку данного должностного лица на соответствие занимаемой высокой должности, – пояснил свою позицию Луконин.

Президент Ульяновского общественного Фонда «РАПИР», создатель МБУ «Симбирцит» Дмитрий Травкин отмечает, что эта история видится «высосанной из пальца» и смахивает на крючкотворство:

– Есть такая пословица: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Нецелевое расходование средств – это когда тебе дали деньги на трудоустройство детей в летний период, а ты потратил их на приобретение автомобиля. Трудовые отряды – это одна из форм молодежных объединений. Можно привести аналогию: есть световые опоры, а есть столб, который является одной из них. Точно так же есть разные виды трудовых и молодежных объединений, и молодежный трудовой отряд – один из них. Стоило ли этот вопрос доводить до публичности, до суда? Будет ли это способствовать решению вопроса о привлечении ульяновской молодежи к созидательному и общественному труду в летний период? Есть значительное количество молодых людей, которые раздумывают, связывать ли свое будущее с Ульяновском или уехать в другие города, попытать счастья в образовании, трудоустройстве. Если мы хотим отвадить молодежь от нашего города, можно действовать такими способами.

Травкин уточняет, что все приказы, которые издавало руководство МБУ, проходят обязательное согласование с юридическим управлением мэрии и прочим: это не «творчество отдельно взятого руководителя»:

– Сумму в 13 млн рублей нельзя росчерком пера директора одного подведа куда-то расписать. Акты должны кем-то согласовываться, регистрироваться, сдаваться, поскольку являются основанием для траты бюджетных средств. Тогда возникает вопрос, а почему на это никто реагировал ранее? Как вариант, такой заход может быть связан с попыткой изменить инициировать кадровые перемены. Не нравится какой-то руководитель – заявить, что он допустил нецелевое расходование средств на значительную сумму. Поэтому его нужно как минимум уволить за это, а как максимум, инициировать разбирательства в правоохранительных органах.

В мэрии Улпрессы пояснили, что в суде истцы настаивают на «технической ошибке»: «Это просто разница в формулировках, которые по сути характеризуют одно и то же». И заверили, что никто у детей деньги отбирать не будет. Но точку в этой истории должен поставить суд – заседание назначено на 11 декабря.