На последнем заседании промкомитета Заксобрания обсудили финансирование и перспективы дорожной и транспортной отраслей. В 2025 году планируется завершить два свияжских моста – на них потратят 1,3 млрд рублей; заново запустить «Метеор» между Казанью, Ульяновском и Самарой, попытаться войти в новый нацпропект «Инфраструктура для жизни» и в последующие годы обновить львиную долю подвижного состава общественного транспорта. Рассказываем подробнее.

Министр транспорта Евгений Лазарев представил депутатам раскладку – сколько и на что именно потратят бюджетные деньги. В ближайшее три года в дорожно-транспортную отрасль региона должны вложить 36,583 млрд рублей (29 млрд – даст федеральная казна, 7,588 млрд – областная). В 2025-ом – 12,954 млрд, в 2026-ом – 13,739 млрд рублей, в 2027-ом – 9,889 млрд рублей.

Дороги

В дорожном фонде в 2025 году предусмотрено 12,586 млрд, из которых 9,179 млрд – доля области, 3,407 млрд выделят федералы. Главные источники формирования доходной части дорожного фонда – акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, штрафы за нарушение ПДД, прочие источники (штрафные мероприятия для транспортных средств по весу и габаритам), а также федеральные субсидии.

Как распределят эти средства?

1. Обновление региональной дорожной сети – 6,184 млрд рублей.

  • 3,306 млрд – капремонт областных дорог в рамках нацпроекта.
  • 1 млрд – ремонт 12 мостовых переходов. В нормативное состояние в 2025 году должны привести искусственные сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, общей длиной 490 метров.
  • 1,3 млрд – завершение реконструкции минаевского моста через Свиягу и строительства моста в створе улиц Смычки и Шевченко.

2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства региона – 910 млн рублей.

  • 790 млн – содержание и развитие системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
  • 55 млн – содержание и обслуживание размещенных в 2021-2024 году на автодорогах автоматических пунктов весового контроля. По словам Лазарева, сейчас в регионе работает пять таких пунктов. С 10 сентября по настоящее время составлено 195 актов, нарушителей оштрафовали на 13 млн рублей. Три комплекса сегодня работают в нормальном режиме, два – в тестовом (их должны запустить в полную силу в декабре).
  • 65 млн – внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением городских агломераций для городов с населением свыше 300 тысяч человек (46,4 млн – федеральный бюджет, 18,6 млн – областной). Эти средства пойдут на установку светофоров и обеспечение «зеленой волны».

3. Региональный проект безопасности дорожного движения – 286 млн рублей.

Это нанесение разметки, установка барьерных ограждений на аварийно-опасных участках, установка и замена дорожных знаков, обустройство пешеходных переходов около социальных объектов.

4. Мероприятия за рамками нацпроекта, за счет областных средств – 5,222 млрд рублей.

  • 2,632 млрд – развитие системы дорожного хозяйства: содержание автодорог, проектирование, капремонт дорог, ремонт водопропускных труб.
  • 1,750 млрд – субсидии из областного бюджета – софинансрование расходных обязательств, связанных с осуществлением дорожной деятельности.
  • 600 млн – субсидии для ремонта и капитального ремонта дворовых территорий
  • 240 млн – обеспечение деятельности Департамента автомобильных дорог.

Транспорт

Общая сумма, которую потратят на обеспечение ульяновцев качественным транспортным обслуживанием – 285 млн рублей.

  • 29 млн – компенсация недополученных доходов от перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
  • 31 млн – субсидии муниципальным образованиям для проведения конкурсов и отбора перевозчиков по реализации муниципальных маршрутов.
  • 65 млн – заключение госконтрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на межмуниципальных регулярных маршрутах.
  • 98,7 млн – компенсация недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом.
  • 25 млн – выплаты по мировому соглашению с акционерным обществом АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания».
  • 16,977 млн – компенсацию недополученных доходов организациям воздушного транспорта.
  • 17,2 млн – компенсация недополученных доходов организациям воздушного транспорта по международному маршруту (авиарейсы до Минска и обратно).
  • 1 млн – компенсация недополученных доходов организациям водного транспорта. Лазарев отметил, что сейчас ведется активная работа с Татарстаном и Самарской областью, чтобы будущим летом снова курсировал «Метеор», который свяжет Казань, Ульяновск и Самару.
  • 500 тысяч – мероприятия по антитеррористической защите объектов транспортной инфраструктуры.

64,82 млн потратят на обеспечение деятельности регионального Минтранса.

Волна, но не зеленая

Доклад министра вызвал вопросы у депутатов. Сергей Моргачев усомнился в эффективности работы по запуску на ульяновских улицах «зеленой волны»:

– Пробки образуются от светофоров и пешеходов на «зебрах». Я не могу понять, зачем на улицу Урицкого шесть светофоров «затолкали», какая там «зеленая волна» будет? Мы же только пробки создадим, ведь постоянно сбой светофоров происходит. Я за то, чтобы их устанавливали, особенно кнопочные, но в разумных количествах, а не так, как сейчас у нас это делается. Попробуйте нас убедить, что ваши светофоры будут эффективны, и у нас не будет пробок!

Лазарев отметил, что в Ульяновской области утвержден локальный проект интеллектуальной транспортной системы:

– Это документ двухлетней давности. Почему улица Урицкого? Проспект Нариманова мы уже обустроили в прошлом году.
– Я когда приехал в Ульяновск служить, у нас город пешеходников был. Василию Анатольевичу (Гвоздеву – прим. ред.) упрек. Как выборы, так они возле каждого подъезда делали нерегулируемый пешеходный переход. Пришли, пообещали, нарисовали, потом я с ними боролся, потому что  должно быть не меньше 500 метров. Вспомните мое слово – из-за неэффективной установки будут пробки. Может быть, вас обязали поставить светофоры – у меня был тоже такой случай. Я отказался, – продолжил Моргачев.
– Есть еще такое понятие, как места концентрации ДТП… – попытался объясниться министр.

Но депутат развил тему дальше:

– Да, от двух до трех ДТП, которые должны в течение года быть, и тому подобное… Я вижу эту заготовку у города, который пишет по знакам «Остановка запрещена», что тут концентрация ДТП или уборка снега. В мою бытность (руководителем ГИБДД по Ульяновской области – прим. ред.) мы установили табличку: зона действия знака – с 22.00 до 6.00 утра, и это должно было работать только в зимнее время. Но город так увлекся, когда ЦОДД отдали в частные руки, что они и летом начали штрафовать. Прошу, возьмите на контроль: на сегодняшний день ЦОДД не работает. Например, на улице Пластова. Я не поверю, что у нас люди настолько богаты, что готовы платить каждый день по 1,5 тысячи рублей. Общественный транспорт не может здесь остановиться на автобусной остановке. Где у нас ЦОДД? Мы миллиарды туда тратим, а результата нету. Я на бывшей улице Карла Маркса (сегодня – Дворцовой – прим. ред.) навел порядок в течение полутора месяцев. Там был беспредел, а теперь по сей день не нарушают на левой стороне. Почему? Потому что мы ежедневно выявляли нарушения. И сейчас стационарная там камера стоит. Но на Пластова – посмотрите, когда последний раз здесь ЦОДД проезжало.

Евгений Лазарев пообещал пригласить Моргачева на заседание комиссии по безопасности дорожного движения. Депутат в ответ заявил, что еще в апреле губернатор дал поручение включить его в эту комиссию:

– Я в ней состоять должен, но сих пор не выполнено поручение губернатора. К вам претензий нет, вы недавно пришли. Но зачем туда приглашать непрофессионалов? Я однозначно напишу по окончании года Алексею Юрьевичу, как у нас все это работает.

Купят технику на 100 млн

Далее вспомнили снежный коллапс на трассах, который был нынешней зимой, и обсудили готовность ульяновских дорог. Лазарев рассказал, что совещание со всеми собственниками федеральных автодорог провели, обозначили все переходящие в зиму участки в ремонтном состоянии, раздали все поручения, запустили в министерстве круглосуточную «горячую линию».

– Что касается содержания дорог Ульяновска, то мы все видели, какой зимний сезон был в прошлом году. Здесь скрывать нечего: мы далеки от уровня федерального норматива и по региональной, и по городской части. Поэтому губернатор принял решение выделить в 2025-2026 году по 100 млн рублей на приобретение коммунальной техники для Ульяновска. Ранее такое решение было для Димитровграда, практически всю технику поставили. Будем работать в ручном режиме. К сожалению, увеличить норматив и финансирование содержания дорог революционно, по сравнению с 2024 годом, у нас нет финансовой возможности, – пояснил Лазарев.

Начальник городского управления дорожного хозяйства Максим Урачаев рассказал, что городская техника уже почти вся переоборудована для зимней работы: «Пока справляемся силами «Дорремстроя», дополнительно будем привлекать технику, если будут проблемы с содержанием». На вопрос Моргачева, где в Ульяновске будет работать официально оформленная площадка по вывозу снега, недавно назначенный Урачаев ответить не смог: «Знаю, что администрация города занималась проектированием в прошлом году и выбором места».

– Остается верить, что этот год будет менее снежным. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай, – резюмировал глава комитета Дмитрий Грачев.

Ненормативный автопарк

Руководитель регионального Минтранса также рассказал о перспективах обновления подвижного состава общественного транспорта. Это планируется сделать по новому нацпроекту «Инфраструктура для жизни»:

– К 2030 году 85% автобусов, находящихся на всех маршрутах в области, должны соответствовать нормативным срокам эксплуатации. Мы подали заявку, что у нас требуется обновление 850 единиц. Нацпроект пока не утвержден, но с Минтрансом РФ мы работаем. Заявлено, что первые федеральные субсидии на эти цели предусмотрены в 2026 году. Условия – 60% федеральных денег, 40% – наше софинансирование.

Лазарев уточнил, что нынешним летом в пассажирских перевозках в регионе участвовало 1 009 транспортных средств различных видов собственности. Нормативному сроку эксплуатации тогда соответствовало лишь 40% автопарка.

– Мы понимаем, что в январе 2025 года эта ситуация ухудшится. И сохранять данное количество транспортных средств нелогично – есть задублированность маршрутов, нужно укрупнять подвижной состав. Пока ситуация каждый год меняется, к сожалению, не в лучшую сторону, – отметил министр.

Для того, чтобы привлечь федеральные средства, региону придется брать инфраструктурные и бюджетные кредиты. По словам Лазарева, в региональном Минтрансе есть несколько наработок по модернизации всей системы пассажирских перевозок – с учетом оптимизации маршрутов, охватом новых застраиваемых микрорайонов и промышленных мощностей:

– Но, к сожалению, в 2025 году из потребности в миллиард рублей нам довели 285 млн. Поэтому пока никаких революционных решений, к сожалению, нет.

Сергей Моргачев отметил, что «деньги можно зарабатывать», и отметил, что в Ульяновске не решают вопрос с нехваткой общественного транспорта, но предоставляют ненужные льготы, в частности, НКО:

– Если ставят ларьки, значит, они готовы зарабатывать. А у нас в последний раз тариф менялся в 2003 году, если я не ошибаюсь. В Казани 600 ларьков, там чуть ли не 300 млн от них в бюджет города заходит. У нас 2 100, и мы еле-еле 10 млн добираем. И еще много есть подобного. Автобусные остановки, на которых рекламы висят. Город должен работать! Пока я вижу, что в городской администрации только увеличиваются штаты руководителей, – эмоционально завершил дискуссию депутат.