Правоохранители провели проверку работы ульяновского АНО семейно-досугового развития и дополнительного образования «Дети да Винчи». Это развивающий центр, куда ходят дети известных ульяновских предпринимателей, айтишников, врачей, архитекторов, политиков. Разгромный материал о «Детях» вышел на федеральном портале «Октагон»: автор сослался на рассказы родителей об «угрозах, масштабных поборах, сомнительных финансовых схемах и возможных связях с недружественными государствами». Разбирались в ситуации.

По данным «Октагона», в Ульяновске прошли масштабные проверки в АНО семейно-досугового развития и дополнительного образования «Дети да Винчи». Запрос поступил сразу от двух депутатов Госдумы, в том числе вице-спикера нижней палаты парламента Бориса Чернышова. Портал написал, что жалобы на организацию были и ранее, «однако только сейчас ситуация получила столь масштабный общественный резонанс».

Михаил (судя по всему, Белый), отец теперь уже бывшего воспитанника «Детей да Винчи», рассказал «Октагону», что «родители отдают за обучение детей немалые по меркам Ульяновска деньги. В официальной группе центра развития указано, что стоимость обучения составляет 28 тысяч рублей (столько же, например, стоит месяц в частных детсадах “Росинка” в Ульяновске). Кроме того, приходилось участвовать в закупках мебели и инвентаря для организации. Но появились и «летние взносы», от уплаты которых отказаться нельзя, если хочешь, чтобы твой ребёнок продолжил обучение. Договором на получение образовательных услуг данная статья не предусмотрена».

Что именно предъявили «Детям да Винчи»?

По словам основателя «Детей да Винчи» Марины Струльниковой, «Дети Да Винчи – некоммерческая организация дополнительного образования. Проект полностью на самообеспечении, он существует на средства от оказания услуг и на средства добровольных пожертвований. Взносы (пожертвования) родители перечисляют по договорам пожертвования на расчетный счет организации при поступлении и во время летних каникул, так как у проекта есть обязательные платежи – аренда, выплаты педагогам, ремонт, коммунальные расходы.

– Также у нас есть благотворители, которые помогают с ремонтом и оборудованием новых локаций. Добровольные взносы – это стандартная законная практика многих частных образовательных проектов. До зачисления на образовательные программы всем родителям предоставляется вся финансовая информация – для того, чтобы семья заранее решила, подходят ли ей условия. Взнос при поступлении в этом году составил 28 000 рублей. Летние взносы – 8 500 за месяц. Все средства уходят на обязательные платежи и ремонт, о чем родителям по запросу предоставляется вся информация. Родители вправе выбирать образовательные организации для своих детей исходя из своих возможностей и ценностей. Выбирать то, что им подходит и не выбирать того, что не подходит – как и при любой другой услуге.

Еще одна претензия – отсутствие лицензии. «Прокуратура установила что, часть помещений, где учатся дети, нелицензированы – это означает, что отсутствуют заключения контролирующих органов (пожарной службы, Роспотребнадзора и других). В выписке из реестра лицензий, которая выложена на сайте АНО, указывается, что у «Детей да Винчи» лицензированы несколько кабинетов по адресу ул. Корюкина, 17», – говорится материале издания “Октагон”.

По словам Струльниковой, сейчас центр развития ожидает заключения Роспотребнадзора:

– Процесс получения лицензии в среднем занимает около 8-9 месяцев. Мы процесс запустили сразу после ремонта – в августе. Все требования (санитарные, пожарные)изначально выполнили. Мы никогда не арендуем помещение, не подходящее по требованиям для образования детей, потому что это: 1) безопасность детей и 2) необходимо для лицензирования деятельности. На сегодняшний день мы ожидаем заключения Роспотребнадзора, все протоколы испытаний и заключение СЭС уже получены и поданы туда. Как только получим – сразу же подадим заявление в Рособрнадзор. Это вопрос пары недель.

Также прокуратура выявила, что специальное разрешение на ведение образовательной деятельности отсутствует по адресу Орлова, 41. Однако родители рассказывают, что у «семейной школы», у которой в текущем году набрано шесть классов, занятия в ежедневном режиме проходят еще и по двум адресам на улице Радищева (100 и 148А)». Сейчас центр приостановил образовательную деятельность в новом филиале до выхода лицензии, сейчас там проходят детские клубы и студии. В помещениях по адресам на Радищева 100 и Радищева 148а деятельность не ведется.

Пожалуй, одна из главных претензий, что центр развития, который позиционирует себя как частная школа, имеет лицензию только на дополнительное образование, при это в организации преподают общеобразовательные программы.

– Мы работаем как центр дополнительного образования и тьюторства с соответствующей лицензией. В договоре с родителями четко прописано, что мы оказываем комплекс образовательных услуг. Они реализуются по образовательной общеразвивающей программе «Мир познания», состоящей из дисциплин разных направленностей. Тьюторское сопровождение включает в себя организацию постоянного присмотра за детьми, обеспечение условий для общения, отдыха и игр, а равно иные развивающие и воспитательные мероприятия.

Реализация услуг по данному договору происходит в первой половине дня. Наши клиенты – это семьи, чьи дети находятся на семейной или заочной формах образования, реже – учащиеся во вторую смену в общеобразовательной школе. Указание на это в социальных сетях сделано в целях позиционирования проекта для целевой аудитории, дети которой свободны в первой половине дня, – говорит Струльникова.

Основатель школы отмечает, что по запросу Генпрокуратуры «Детей да Винчи» проверили многие структуры, включая ОБЭП:

– Органы не нашли никаких нарушений, связанных со взносами. После проверок прокуратура сформировала два постановления, которые уйдут в суд и будут там рассматриваться. Первое – про лицензию на новый филиал, второе – про незначительные несоответствия информации, размещенной на сайте, договору на оказание услуг. Постановления еще не вступили в законную силу: это случится только после рассмотрения их в суде.

Информация, размещенная на «Октагоне», была также опубликована в телеграм-канале «Территория Русских». Оба медиа связывают с именем известного ульяновского журналиста Михаила Белого. Его ребенок занимался в «Детях да Винчи» больше года. Но недавно случился конфликт, свидетелями которого стали участники родительского чата. Свою позицию нам озвучил ульяновец Вадим Сатаров, дочь которого занимается в «Детях да Винчи»:

– Лично мне очевидно, что Михаил решил через свои связи в политике и СМИ разрешить обычный житейский конфликт. Частично он происходил в родительском чате. Я читал претензии Михаила и ответы на них представителей центра. На все вопросы ему ответили подробно, вежливо, предоставили финансовый отчет, который он требовал. Но его это, видимо, не устроило – такое бывает, насильно мил не будешь. После этого он сам решил забрать своего ребенка из центра, его никто не вынуждал. После этго пошли жалобы, публикации, абсолютно дикие обвинения о связях с недружественными организациями. Это очень похоже на донос. Странно, что эти «связи» раньше не смущали Михаила, когда его ребенок занимался в центре. Это просто сведение счетов недобросовестными методами. Жаль, что Михаилу не удалось найти общий язык с руководством центра. Но это не повод вредить большому хорошему делу, которое приносит пользу десяткам ульяновских семей. Я призываю его поступить как мужчина и перестать это делать.

Мы также обратились к депутату Гордумы Дмитрию Малых (его ребенок также занимается в «Детях да Винчи», об этом Малых сам рассказывает в соцсетях). Однако он комментировать ситуацию отказался.

Комментарий по существу не предоставил и сам Михаил Белый: “У коллег в Октагоне все подробно и корректно изложено”.