В Сети продолжается дискуссия, касающаяся проверки работы ульяновского АНО семейно-досугового развития и дополнительного образования «Дети да Винчи», которую провели правоохранители после статьи на федеральном портале «Октагон» и в Телеграм-канале «Территория Русских». Подробно об этой истории Улпресса писала здесь.

Накануне в «Территории Русских» вышел пост, в котором автор (Телеграм-канал связывают с именем ульяновского журналиста Михаила Белого) заявляет об угрозах после выходы статьи на «Октагон». «Посредник связался с журналистами в воскресенье, 1 декабря, и передал «предупреждения» о рисках, которые возникли у Белого и его семьи после выхода статьи в федеральном СМИ. Ранее о необходимости провести проверку изложенных в “Октагоне” фактов заявил член Совета Федерации Айрат Гибатдинов – сенатор обратился в Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор с соответствующим запросом. Редакция канала располагает аудиозаписью и скриншотами полученных угроз и просит считать данную публикацию официальным обращением в правоохранительные органы», – говорится в «Территории».

Родители детей, которые занмаются в интеллектуально-творческом пространстве, в свою очередь, опубликовали ответный пост, в котором рассказали об информационно-административной «атаке», инициированной против образовательного центра. Они попросили поддержки «у всех здоровых сил нашего региона, ведь уникальному начинанию, в которое каждый из нас вложил много сил и средств, хотят нанести репутационный удар и морально уничтожить».

Родители уточнили, что изложенное в посте является  оценочным суждением, основанным на публично доступной и проверяемой информации, а также личном опыте взаимодействия с участниками данной истории.

– Накат проверок и негативных публикаций против «Детей да Винчи» организовал, как мы поняли по всем имеющимся у нас фактам, бывший член нашего сообщества, местный журналист, автор телеграм-канала «Территория Русских» и сотрудник интернет-СМИ «Октагон» Михаил Белый. Его сын на протяжении одного учебного года (2023-2024 гг.) был воспитанником центра. Учиться мальчику нравилось, довольны были и его родители, поэтому решили остаться с нами еще как минимум на один год. И тут неожиданно начались проблемы. Сначала Михаилу не понравилось одно из условий – т.н. летние взносы, которые идут на погашения обязательных расходов – аренду, коммунальные платежи, выплаты специалистам центра во время летних каникул. Их жертвуют все родители, которые хотят, чтобы «Дети да Винчи» сохранили команду высококлассных специалистов в своем штате и продолжали успешно работать. Михаил, как мы понимаем, заподозрил, что данные взносы расходуются на какие-то неуставные цели и потребовал финансового отчета. Еще он был крайне недоволен тем, что ежемесячная плата была проиндексирована ввиду инфляции и общего роста цен, а также тем, что в новом учебном году класс его сына будет заниматься в нашем новом помещении на ул. Орлова – прежнее место устраивало его больше. Был ряд более мелких претензий, на них останавливаться не будем. Финансовый отчет Михаилу был предоставлен, индексация оплаты обоснована. Что касается помещения, то тут мы могли лишь развести руками: центр развивается, растет, перемены и перемещения неизбежны, и если происходящая трансформация и связанные с ней сложности категорически не устраивают Михаила как отца, то лучше перейти в другой образовательный центр или вернуться в обычную школу, – пояснили авторы поста.

После этого Михаил перестал приводить сына на занятия, не внес оплату за обучение и почти через месяц его связь с центром была автоматически прекращена в рамках договора. А затем, по мнению родителей, решил «закошмарить» «Детей да Винчи».

– Полагаем, что действовал Михаил Белый следующим образом. Для начала обратился к своему знакомому, высокопоставленному депутату ГД Борису Чернышеву (Белый несколько раз брал у Чернышова интервью для телеграм-канала «Территория Русских») с просьбой отправить депутатский запрос в Генеральную прокуратуру РФ по поводу «нарушений» в «Детях да Винчи». Какие аргументы Белый привел уважаемому депутату, рассказал ли о своей личной заинтересованности – мы можем только догадываться. Но факт остается фактом – запрос был написан. Михаил хорошо знает, насколько влиятельны подобные бумаги – надзорные органы реагируют на них с максимальными ответственностью и рвением. К большому неудовольствию Михаила, организованные им проверки не дали искомого результата. Самые серьезные, гадкие и болезненные обвинения – в финансовых махинациях – были полностью опровергнуты. Да, обнаружились и недочеты – без этого редкое надзорное мероприятие обходится. Но ничего критичного: большинство из них легко устранимо (и уже устраняются), часть носит формальный характер, а с некоторыми выводами проверяющих мы не согласны и намерены доказать свою правоту, – продолжили родители.

После этого, по их словам, Белый не успокоился и начал информационную войну. Он организовал выход статьи «Прокуроры пришли к «Детям да Винчи»» на сайте «Октагон», сотрудником которого является. Информация в тексте, как полагают родители, подана однобоко и тенденциозно, ничем не подтвержденные обвинения раздуваются до огромных масштабов:«О том, чтобы дать слово второй стороне, даже речи не идет. О том, что обвинения в финансовой нечистоплотности не подтвердились – тоже. Упоминается о каких-то угрозах, но кто, кому и чем угрожал, не разъясняется. Более того, из пальца высасываются подозрения в нашем сотрудничестве с недружественными государствами».

Также негативный пост  вышел в Телеграм-канале политолога Ильи Гращенкова, с которым, по данным родителей, у Белого также есть связь. Гращенков – директор Центра развития региональной политики, а Белый – руководитель поволжского отделения данного центра (подтверждающая ссылка). Еще одна публикация появилась во влиятельном Телеграм-канале «Наука и университеты», автором которого является известный и уважаемый в Ульяновске ученый и педагог Евгений Белый, отец Михаила.

– Вы не обязаны нас любить и соглашаться с нами. Вы даже имеете полное право жаловаться на нас и критиковать, даже публично. Но на что вы точно не имеете права – это на использование служебного положения и авторитета журналистской профессии для достижения сугубо личных целей. На введение в заблуждение своих читателей. На однобокое и тенденциозное освещение событий. На циничные манипуляции и попытки очернить. На сознательное и многократное игнорирование конфликта интересов – вы просто не имеете права как журналист освещать ситуацию, частью которой вы являетесь, – обратились родители к Белому.

Сообщество «Дети да Винчи» также обратилось ко всем лицам, принимающим ответственные и важные решения – губернатору Алексею Русских; руководителям блоков внутренней политики, экономики и образования; к прокурору области Андрею Теребунову и руководителям профильных отделов прокуратуры; к сотрудникам Рособрнадзора и Роспотребнадзора; к сенаторам и депутатам; к уполномоченному по защите прав предпринимателей Екатерине Толчиной:

– Почти пять лет назад Марина Струльникова и Нина Сальникова рискнули: предложили ульяновцам объединиться и создать инновационный образовательный центр, в котором будут применяться самые прогрессивные педагогические методики и подходы. И мы откликнулись. Мы никогда не просили государственных денег, все делали и продолжаем делать на свои средства. Для нас это не про коммерцию – мы делаем дело, полезное нам, нашим детям, и, уверены, городу и региону. Не единожды бывало так, что расходы превышали доходы, и из этих ситуаций мы выбирались только благодаря Марине и ее семье, а также помощи меценатов и благотворителей. И мы уже добились серьезного результата – «Дети да Винчи» встали на ноги и начали уверенно расти. Сегодня центр объединяет больше 60 семей, многие приводят двоих и даже троих детей. Среди нас есть семьи, которые переехали жить в Ульяновск только потому, что здесь есть наш центр – в их городах подобных возможностей не было. У нас в проекте больше 25 педагогов и тьюторов. Мы намерены достичь большего – лишь бы нам не мешали, – говорится в обращении.

Подписи под ним поставили более 70 человек – предприниматели, многодетные родители, врачи, психологи, инженеры, программисты и многие другие.