6 декабря губернатор Алексей Русских и Генеральный консул Исламской Республики Иран в Казани Давуд Мирзахани обсудили текущее взаимодействие и перспективные направления двустороннего сотрудничества.

Внешнеторговый оборот Ульяновской области с Исламской Республикой Иран за 9 месяцев 2024 года вырос по сравнению с 2023 годом на 76%. Экспорт увеличился на 80,3%, импорт – почти на 23%. Иран занимает 6 место по объёму экспорта товаров из региона.

«Обсудили сегодня продвижение российских товаров, наращивание экспорта, развитие логистического маршрута «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив» в рамках транспортного коридора «Север-Юг», совместно с коллегами из регионов Поволжья. Во многом благодаря запуску маршрута отмечаем в Ульяновской области хорошую динамику роста внешнеторгового оборота с Ираном — с начала года на 76%. Дальнейшее сотрудничество и содействие каналу сегодня обсудил с Генеральным консулом Ирана в Казани Давудом Мирзахани. По нашим судоходным каналам и железнодорожным путям экспортируем сельхозпродукцию, продукты неорганической химии и стройматериалы. Работаем над обратной загрузкой товарами из Ирана и развитием портово-судовой инфраструктуры. Также обсудили культурно-гуманитарное сотрудничество», – сказал Алексей Русских.

В рамках визита делегация из Ирана посетила Портовую особую экономическую зону «Ульяновск». Гостям презентовали ее возможности для реализации инвестиционных проектов. Генконсул высоко оценил промышленный потенциал площадки и посетил предприятие одного из резидентов ПОЭЗ – ООО «Гален», успешно занимающееся производством композитных изделий.

Также в этот день Алексей Русских и Давуд Мирзахани приняли участие в пленарном заседании Международного торгово-логистического форума «Средняя Волга-Каспий» в рамках XVI Бизнес-форума «Деловой климат в России».

Одной из ключевых тем мероприятия стало развитие новой логистики, в частности транспортно-логистического проекта «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив». Ульяновская область активно взаимодействует с Ираном в этом направлении. В 2024 году согласован прямой грузовой маршрут «Ульяновская область – Баку – Астара (Иран)», в рамках которого региональные производители и предприятия Поволжья смогут поставлять свою продукцию в страну Персидского Залива, значительно сократив время доставки и затрыты на логистику.

По итогам 3 квартала 2024 года Иран стал одним из основных партнёров Ульяновской области при экспорте. Товарная структура экспорта состоит из таких товарных групп, как злаки, продукты неорганической химии, древесина, каучук, резина и резиновые изделия.

«Это теперь не только Ульяновский проект. К нему присоединилась Пензенская область, Республика Чувашия, Республика Марий Эл, Кировская область, Республика Татарстан. Мы считаем, что эта группа регионов [способна предоставить внушительную] грузовую базу для выхода на рынок Ирана и стран Персидского залива. Первоначальная наша задача – соединить логистикой средний Восток, ближний Восток, потому что без логистики мы не сможем дальше работать и экспортировать товары,рассказал информационному агентству «РЖД-Партнер.РУ директор ООО «Торговый дом «Сделано в Ульяновской области» Андрей Пазьбин. – Мы совместно с азербайджанскими железными дорогами запустили большой проект по ж/д логистике, который называется Ульяновск – Астара».

Благодаря развитию железнодорожного сообщения по маршруту удалось достичь гарантированного времени провоза через Азербайджан – максимум 7 дней от Ульяновска до Астары. По плану в рамках проекта в следующем году довести отправки до 2 раз в месяц и увеличивать в 2 раза до 2027 года, таким образом достигнув итогового показателя 12 отправок в месяц, что даст прирост грузовой базы на экспорт около 430 тыс. тонн.

«К нам выходят со своими предложениями уже не только иранские бизнесмены, но и целые провинции, которые соседствуют с Азербайджаном – провинция Тебриз, Урмия, Ардебиль. В планах – открыть в там свое представительство. Они взаимно желают открыть представительство в Ульяновске», – добавил Андрей Пазьбин.

Также идут переговоры об открытии на территории одной из провинций торгово-логистического центра (ТЛЦ), а также на территории самого Ульяновска – строительства иранского ТЛЦ. Крупные склады намерены построить и в региональных центрах ближайших к Ульяновску областей (Казань, Самара).

Продолжая железнодорожную тему, Андрей Пазьбин подчеркнул, что в планах – развитие восточной ветки МТК Север – Юг через Казахстан и Туркменистан, а также западной – недавнее открытие Азербайджаном маршрута Баку – Тбилиси – Карс дает региону выгодную возможность воспользоваться им, чтобы выйти на рынок Турции и Средиземное море, минуя Черное море и Новороссийск.

«Планируем развивать прямые поставки река-море из ульяновских портов в порты Каспия. В этом году было организовано 6–7 прямых поставок без перегрузки в Астрахани», – резюмировал эксперт.