Туристический мастер-план для приволжских регионов будет разработан к концу года. В перспективе он должен привести к бурному и цивилизованному развитию здесь туризма и созданию единого маршрута вдоль великой реки. Об этом пишет “Российская газета”.

Волга протекает по 13 регионам, в которых живут 20 млн человек. Если брать шире, то в зоне трехчасовой доступности от Волги проживает 30% населения страны, или почти 45 млн человек.

Исторически Волга связывала города и народы друг с другом, но со временем потеряла и символическое, и логистическое значение. Сейчас река – скорее, препятствие при перемещении туристов, рассказал на Международном форуме “Ребус” руководитель проектов “ПроГород” Даниил Веретенников. Каждый регион в основном развивает туризм только на своей территории. Через все волжские регионы сразу проходит только круизный маршрут, между тем путешественников на теплоходах не более 2-3% в общем числе туристов. На остальных же видах транспорта путешествовать сложнее – сквозного маршрута вдоль Волги для автомобилей или поездов нет. Туристы на другом, не водном, транспорте редко объединяют за поездку больше 3-4 регионов.

Туристическим мастер-планом, который по заказу минэкономразвития к концу года должен разработать “ПроГород”, предполагается создать сеть маршрутов для “не водных туристов” в каждом волжском регионе, а позже составить из их частей сквозной маршрут – так сказать, от истока к устью. Причем локальные маршруты должны быть не радиальными, как сейчас (турист, базируясь в областном центре, совершает несколько линейных выездов в другие точки), а напоминающими ромашку. Туристу предложат, стартовав в столице региона, путешествовать по кольцевому маршруту, возвращаясь к старту другим путем. Эти “лепестки” ромашки можно будет объединять, ориентируясь на сроки отпуска. Есть три дня – объезжаешь один круг, пять дней – комбинируешь достопримечательности двух-трех “лепестков” и т.д.

Авторы проекта выявили и проблему “избыточного туризма”. “За одну короткую поездку туристы пытаются очень быстро, бегло посмотреть достопримечательности в нескольких соседствующих, может быть, административных центрах, – рассказывает Веретенников. – И не столь большое внимание, как следовало бы, уделяют городам поменьше или каким-то туристическим местам, которые лежат вообще между городами. Одна из миссий нашего проекта – это замедлить туристов на Волге. Создать такие условия, в том числе инфраструктурные, которые мотивировали бы туриста даже за тот же самый временной отрезок посетить побольше второстепенных мест. Сделать так, чтобы они вообще появились в ментальной карте путешественников. Доказать, что они тоже интересны, что абсолютно не нужно путешествовать в формате “галопом по Европам”, можно немножко замедлиться, сократить время на транспортные переезды и уделить внимание каким-то, может быть, не совсем очевидным или малоизвестным пока еще местам”.

К тому же сейчас на Волге есть перекос в сторону культурно-познавательного туризма в региональных центрах. Между тем, рассказал Веретенников, на Волге может развиваться также природно-экологический, пляжный, рыболовно-охотничий, спортивный туризм, здесь есть девять типов ландшафтов (от тайги до пустыни), 340 локаций гастрономического и ремесленного туризма, проживают более 30 народностей со своими традициями.

Предполагается, что на базе мастер-плана к 2030 году будут разработаны межрегиональные мультимодальные маршруты (те самые “ромашки” вместо радиальных вылазок), а к 2040 году вдоль реки появится мегамаршрут, сформированный из межрегиональных.

Все это должно сопровождаться развитием маршрутов разных видов общественного транспорта (в том числе на периферии регионов и между регионами), созданием туристической инфраструктуры (а значит, и новых рабочих мест).

Сейчас интерес туристов действительно сконцентрирован на крупных городах у Волги, и это растущий тренд. В 2024 году стало больше туристов в Астрахани (+19%), Ульяновске (+17%) и Ярославле (+10%), рассказала “РГ” руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.

При этом, по данным отельных бронирований на 2024 год, самым популярным городом на Волге оказалась Казань: на нее приходится 29,7% от всех заказов среди волжских направлений, что на 8% меньше, чем в 2023-м, говорит она. Следом идут Нижний Новгород, где оформлено 17,4% бронирований, как и год назад, и Самара с долей 9,4% (+7%). Также в десятку вошли Волгоград (8,5%), Ярославль (7,7%), Тверь (4,4%), Саратов (4,2%), Астрахань (3,8%), Чебоксары (3,0%) и Ульяновск (2,8%).

Шелехова отмечает, что чаще всего путешественники останавливаются в отелях категории “три звезды”: в этой категории оформлено 34% заказов. Также нередко выбирают четырехзвездочные гостиницы и объекты размещения без звезд (апартаменты, хостелы, гостевые дома) – на них приходится по 28%.

“Средняя стоимость ночи в отелях волжских направлений составляет 7 тыс. рублей”, – добавила она.

Первый проректор РГУТИС Наталья Новикова считает, что тема развития туризма в небольших населенных пунктах, малых городах весьма актуальна, так как туризм может стать импульсом для комплексного развития территории, улучшения инфраструктуры и сервиса, создания новых рабочих мест, повышения имиджа города. “Подобные туристские территории будут интересны людям, которые предпочитают вдумчивые путешествия, неспешное погружение в историю. Атмосфера небольших городов дает возможность глубже погрузиться в культуру, почувствовать красоту и ценность места”, – добавила она.