Региональный Минздрав представил стратегию развития здравоохранения Ульяновской области до 2036 года, основанную на итогах аудита, который провели федералы. Доклад представили ряду депутатов заксобрания и представителям медицинского сообщества. Эксперты отметили, что министерство пошло по непопулярному пути – не в сторону увеличения финансирования отрасли, которая уже давно на «голодном пайке», а через реорганизацию. Это, по данным Минздрава, позволит сэкономить 440 млн рублей в год. В планах – разнообразные слияния: вместо 17 райбольниц – пять межрайонных центров, объединенная лабораторная и противотуберкулезная службы, скорая помощь и многое другое. Рассказываем подробнее.

Аудит отрасли по запросу областного Минздрава проводил Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ). По данным депутата Госдумы Алексея Куринного, работа экспертов стоила 16 млн рублей. Исследование проводили «для выявления точек неэффективности и основных проблем, а также разработки стратегии системы предоставления медпомощи для увеличения средней продолжительности жизни населения. К независимой экспертной оценке отчета привлекли Первый Московский государственный медуниверситет имени И.М. Сеченова Минздрава РФ.

Что показал аудит? Как рассказала директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Ольга Кобякова, сильные стороны ульяновской медотрасли – доступность медпомощи, в том числе в сельских районах, профилактическая направленность работы медучреждений, развитая система цифровизации, широкий перечень мер поддержки кадров.

– Направления, работу над которыми нужно усилить – это кадровый дефицит и высокая доля врачей пенсионного возраста, кредиторская задолженность, неравномерная нагрузка на медперсонал и процент использования имеющегося коечного фонда, – пояснила Кобякова.

Интересно, что проверяющие по сути поддержали проводимую в регионе масштабную реформу здравоохранения. Эксперты заявили, что «сеть медучреждений в регионе сейчас превышает нормативы, необходимо стандартизировать работу»:

– При этом главной задачей при укрупнении медучреждений должна стать не экономия средств, а рациональное формирование потоков пациентов в соответствии с их потребностями, – уточнила директор ЦНИИОИЗ.

Предоставить Улпрессе отчет, который показали депутатам и медобщественности, в региональном Минздраве не смогли, сославшись на то, что он «для служебного пользования». Некоторые данные выложил в своем Телеграм-канале Алексей Куринный.

Одна из главных «болезней» ульяновской медицины – кредиторская задолженность медучреждений. За девять месяцев нынешнего года она составила более 680 млн рублей. Львиная доля – 554 млн – долги по ОМС. Позитивный момент: в 2020 году задолженность была в два раза больше, к 2022 году упала до 649 млн и последние два года не превышала 746 млн.

Из муниципальных больниц главные должники – Карсунская, Новоульяновская, Инзенская РБ (их долги превысили 100 млн у каждой). Также в пятерку входят Сенгилеевская и Большенагаткинская больницы (более 96 млн и почти 94 млн соответственно).

Обеспеченность койками в регионе с 2019 года немного упала – показатель снизился с 72,2 до 71,8 на 10 тысяч населения (данные за 2023 год). В Минздраве особо отметили, что обеспеченность койками ульяновцев сегодня выше, чем в ПФО и в России в целом. На презентации министр здравоохранения Мария Шалягина сообщила, что в области 807 «лишних» коек. Мы запросили в Минздраве аргументы, откуда сложилась такая цифра, и нет ли риска ухудшения медобслуживания, если койки сократят. На момент публикации ответ ведомство не предоставило.

Кадровая проблема для региона остается острой. В Ульяновской области работает 3 747 врачей – с 2019 по 2023 год их количество снизилось на 6,5%. Доля специалистов в возрасте 60+ составляет 18,5%. Обеспеченность населения врачами населения в 2023 году составляла 31,7 на 10 тысяч человек. Это ниже, чем в ПФО и в среднем по России (37,5).

Среднего медперсонала в Ульяновской области 11 275 человек (-10,3% за четыре года). 12,5% из них – в возрасте 60+. По обеспеченности населения средними медработниками регион обгоняет Россию и ПФО.

Основные финансовые показатели отрасли также не радуют.

«Прирост темпа инфляции Ульяновской области за 2019-2023 годы, составивший 40,24%, не компенсируется ростом расходов на территориальную программу государственных гарантий (ТПГГ) бесплатной медицинской помощи – он составил 37,33%. Рост платных медицинских услуг (+40,76%) произошел опережающими темпами по сравнению с ростом расходов на ТПГГ, что может свидетельствовать о возможном снижении доступности медицинской помощи в рамках программы ТПГГ», – отмечается в отчете.

Расходы на лекарственное обеспечение ульяновцев с 2019 по 2023 год выросли: в расчете на одного жителя региона они составили 9 424 рубля (было 6 086). Но и здесь есть ложка дегтя. Темпы роста расходов на лекарства по территориальной программе госгарантий составили за четыре года 50,7%, рост цен в розничных аптеках – 56,9%.

«Это может свидетельствовать о снижении доступности лекарственных препаратов в рамках ТПГГ», – резюмировали эксперты.

По словам министра Марии Шалягиной, по итогам аудита разработана комплексная стратегия развития отрасли до 2036 года и конкретные «дорожные карты» по каждой медорганизации». В планах – разработка и внедрение в работу медучреждений единого стандарта работы для амбулаторно-поликлинических подразделений и стационаров, централизация лабораторной службы, службы скорой и онкологической помощи.

– Для укрепления кадрового потенциала планируется формирование многоуровневой системы мотивации медработников и модернизация службы главных внештатных специалистов. Для повышения экономического благополучия медорганизаций будет создан Центр ресурсного анализа, мониторинга и аудита, – сообщила министр.

Вице-спикер заксобрания Ульяновской области Роман Султашов, присутствовавший на мероприятии, отметил положительную динамику в количестве среднего и младшего персонала.

– Но много и слабых сторон. По зарплатам врачей мы в десятке с конца по стране – на 76 месте из 89 регионов, по средним медработникам – на 71 месте, по младшим – на 73-м. Эту проблему нужно решать. Министр заявила, что будет проведена работа над ошибками. Но я услышал не совсем то, что хотелось бы. Нужны какие-то конкретные предложения: например – то, что будут задействовать медиков со средним профобразованием, тянуть их до врачей, чтобы оставались в регионе. Минздрав планирует привлекать специалистов тем, что у нас есть Волга, туристическими достопримечательностями. Но это, на мой взгляд, не совсем перспективно. В целом вроде бы программы и проекты развития есть, но без определенных цифр и конкретных путей достижения целей. Модель размытая, как вода, – рассказал Султашов.

По мнению Алексея Куринного, региональный Минздрав сделал акцент исключительно на структурных преобразованиях, в то время как ульяновское здравоохранение находится «на голодном пайке». А потому без дополнительного финансирования проблемы не решить.

– Из ряда предложенных мер, на мой взгляд, выбраны не просто непопулярные, но еще и неэффективные – в частности, реструктуризация по формальному признаку. У нас есть 17 районных больниц, но если в районе менее 20 тысяч жителей, то РБ нужно переводить в участковые. А это минус все отделения, кроме терапии и педиатрии. Медпомощь планируется сконцентрировать в пяти межрайонных центрах. Я считаю, что это приведет к снижению ее доступности и качества. Подобные решения нужно принимать после тщательного изучения ситуации. Вводить хотя бы в варианте пилотного проекта, а не как это сделали у нас, с шестью реорганизациями ведущих медучреждений – сначала приказ, потом едут встречаются на месте, получают сопротивление и негатив, – говорит Куринный.

Недозагруженные (и потенциально попадающие под сокращение) 807 коек, по словам депутата, нужно перераспределить, а не просто «срезать»: «У нас есть городские больницы, которые перегружены». Планируемое слияние противотуберкулезной службы в единую систему, возможно, удобно в оргплане. Но Алексей Куринный опасается, что это приведет к сокращению санаторно-курортных коек:

– Каждый шаг требует глубокой проработки, анализа, не «кавалерийских наскоков», как это, к сожалению, происходит в сегодня Минздраве. При огульном, централизованном и спущенном сверху подходе ошибки обязательно будут. В целом, эксперты дали правильный расклад, обозначили актуальные проблемы. Например, сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Объединение больниц на нее не повлияет, а вот нормальное лекарственное обеспечение – да. Нужно обратить внимание на адекватные зарплаты для специалистов, чтобы медики не бежали в соседние регионы, где заработок выше, вводить нормальные жилищные программы. У нас, несмотря на разговоры, вкупе это эффекта не дает. В городе есть свой медфакультет, который выпускает 200 врачей в год, а дыру в 350 специалистов не можем закрыть долгое время.

Экс-министр здравоохранения Павел Дегтярь также был на совещании. Его первое впечатление: подход, что деньги – не основное, а нужно менять организацию медпомощи, в корне неверный:

– Ее менять нужно, но в это нужно вкладывать колоссальные ресурсы. Задачи, которые прозвучали в докладе министра здравоохранения, без финансов не будут иметь никакой эффективности, если только не выполнять их формально, на бумаге.

Найденные «лишние» 807 коек, не обеспеченные объемами по программе ОМС, по мнению Дегтяря, проблема:«Они тянут в убыток, особенно в небольших больницах. Но сокращать их – абсурд». Экс-министр обсудил ситуацию с коллегами из других регионов: ситуация со здравоохранением в целом везде одинаковая, есть коечный профицит. Но если пойти по пути сокращения, это вызовет дополнительное социальное напряжение и снизит доступность медпомощи.

Что касается планируемого объединения райбольниц, то, как считает Дегтярь, это вызовет сложности с точки зрения управляемости:

– Сейчас главврач РБ не может побывать даже на каждом ФАПе и в других подразделениях, чтобы понять, что происходит в районе. А здесь еще более сложная система и гораздо бОльшие территории. При объединении нужен грамотный управленец и очень хорошие замы, которые де-факто будут выполнять роль оперативного управляющего. Минздрав заявил о 440 млн рублей экономии. Но нужно понимать, за счет чего она произойдет. Думаю, в том числе, за счет сокращения управленческого персонала, круглосуточных постов. А это живые люди, и они могут остаться без средств к существованию. Мне кажется, оптимальным был бы подход, который уже озвучивали на федеральном уровне. Чтобы небольшие больницы, как, например, Павловская РБ, получали подушевое финансирование в зависимости от количества населения, в расчете на амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь. В этом случае медучреждению равными долями перечисляли бы деньги. Это аналог сметного финансирования, которое было в советское время, и оно позволит больнице продержаться.

Павел Дегтярь отмечает, что все заявленные в реформе здравоохранения мероприятия потребуют дополнительного финансирования. Например, для объединенной скорой помощи будут нужны резервные автомобили, чтобы охватывать всю территорию обслуживания, расширенная связь. Для объединения лабораторной службы необходимо построить большой лабораторный завод со своей транспортной сетью – на это понадобится не менее 1,5 млрд рублей. Деньги на эти цели пока в стратегии не просматриваются.

– Лучше идти трех-пятилетками, а не планировать до 2036 года. Меняются технологии, конъюнктура, ситуация в стране. Загадывать, что будет через 12 лет, сложно. На каждом небольшом этапе важно снова проводить детальный анализ, чтобы корректировать подходы и понимать, что действительно позволит улучшить ситуацию в здравоохранении, – считает Дегтярь.